Опера — это жанр, который можно охарактеризовать как соединение музыки и театра. Американский писатель Амброз Бирс в своем сатирическом произведении Дьявольский словарь, Дадим ей следующее определение: "Это спектакль, изображающий жизнь в другом мире, обитатели которого не имеют языка, но поют; не имеют движений, но жестикулируют; не имеют поз, но позируют".
помогут вам научиться любить оперу и наконец-то узнать, о чем поют певцы на сцене. В бонусе вы найдете арии, которые можно послушать, чтобы лучше понять этот вид искусства.
Краткое введение в историю
Если вы никогда раньше не слышали оперу или не были в концертном зале без предварительной подготовки, то вам наверняка будет трудно понять, что происходит на сцене. И не потому, что вы не можете этого сделать, а потому, что для понимания этого вида искусства необходим определенный базовый уровень знаний. Однако вы вполне можете научиться всему самостоятельно. Для этого совсем не обязательно учиться в консерватории.
Необходимость предварительного знакомства с основами оперного искусства можно объяснить на простом примере. Например, вы пришли в кинотеатр, чтобы посмотреть последний фильм от Мстители, Звездные войны o Гарри Поттера. Вы абсолютно ничего не знаете о персонажах и событиях, происходящих на экране. Скорее всего, вы не сможете насладиться фильмом. То же самое можно сказать и об опере: чтобы понять ее, нужно о ней прочитать.
Чтобы лучше понять суть оперы, необходимо разобраться в эпохах ее становления, а также узнать имена людей, которые считаются знаковыми в этом виде искусства.
- Оперу можно проследить до XVI века по произведениям Дафна Якопо Пери. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Затем, при переходе от позднего Ренессанса к раннему барокко, одним из самых популярных композиторов стал Клаудио Монтеверди. И хотя не он написал первую оперу, за ним закрепился негласный титул "отца" этого искусства. Обычно в его произведениях играют небольшие оркестры. Впрочем, то же самое можно сказать и о современниках Монтеверди. Среди композиторов, писавших оперы в эпоху барокко, выделяются Георг Фридрих Гендель и Антонио Вивальди.
- Барокко сменилось классицизмом. Такие композиторы, как Антонио Сальери и Вольфганг Амадей Моцарт, были одними из самых значительных фигур этой эпохи. В целом классическая музыка очень формальна. Она строго следует правилам и четко структурирована. Тем не менее, она не менее прекрасна.
- После классической эпохи в истории оперы начался довольно актуальный период, когда в ней приняли участие такие композиторы, как Джузеппе Верди, Гаэтано Доницетти, Рихард Вагнер и многие другие. В этот период начинают широко использоваться большие оркестры. Как правило, современные оперные композиторы, начиная с середины XX века, также следуют этому примеру.
Многие считают, что следующими четырьмя наиболее значимыми фигурами в истории оперы были Моцарт (Женитьба Фигаро), Вагнер (Тристан и Изольда), Верди (Трубадур) y Джакомо Пуччини (Мадам Баттерфляй).
Далее мы рассмотрим два способа более глубокого знакомства с оперой.
Если вы хотите разобраться в той или иной опере
Возможно, у Вас уже есть билеты или Вы просто слышали где-то часть оперы и хотели бы увидеть ее целиком.
- Выясните, кто написал оперу, какова национальность ее автора и в какую эпоху он создавал свои произведения. Насколько известно ваше произведение, какое место оно занимает среди всего многообразия репертуара, который обычно исполняется на театральных сценах мира?.
- Определите его структуру. Это может быть опера с отдельными номерами, например, ариями или дуэтами, которые разделяются разговорным диалогом (singspiel) или речитативом. Другой тип оперы характеризуется сквозным действием, которое непрерывно происходит на сцене.
- Убедитесь, что у вас есть доступ к переводу текста в режиме реального времени. В этом помогут субтитры. Теперь их можно увидеть не только под видеозаписью, но и на сцене (суртитры) или рядом с вашим местом. Кроме того, отличным подспорьем в этом вопросе будет либретто с переводом текста, который поет исполнитель.
Оперы пишутся в основном на итальянском, немецком, французском, английском, русском, чешском и испанском языках. Языки перечислены в порядке убывания частоты встречаемости.
Если вы хотите понять все об оперном искусстве
Здесь требуется более глобальный подход, и придется прослушать не одно произведение.
- Начните с малого. Прежде чем слушать двухчасовую оперу, обратите внимание на арии, которые длятся не более 10 минут. Они не только дадут Вам общее представление обо всем произведении, но и помогут понять стиль композитора.
- Слушайте разных композиторов. Но не начинайте с Вагнера — это слишком сложно для начинающих. Лучше всего выбрать Джоакино Россини и Моцарта. Итальянцы славятся своими операми, поэтому вполне логично, что они могут помочь вам лучше узнать это искусство. Выберите что-нибудь более легкое, простое и с запоминающейся мелодией. Даже если опера вам раньше не нравилась, вы наверняка слышали некоторые известные отрывки. Например, ария из Месть ада кипит в моем сердце оперы Волшебная флейта Моцарт.
- Прочитать либретто и субтитры. Используйте любую возможность, чтобы лучше понять произведение. Развивая эти навыки, старайтесь следовать партитурам для фортепиано и вокала. Даже если вы не умеете читать ноты, попытка следовать им поможет вам сконцентрироваться на мелодии. Партитуры самых известных опер, написанных более 100 лет назад, можно бесплатно найти в библиотеке ММСЛП. Только обязательно используйте вокальную, а не оркестровую партитуру, которая будет трудна для понимания начинающим.
- Развивайте навыки слушания. Нужно прослушать что-то несколько раз, прежде чем оно начнет казаться знакомым. Новые формы музыки начинают нравиться людям после того, как они становятся узнаваемыми.
Обратите внимание на жестикуляцию
Поскольку для оперы характерно сочетание пения и актерской игры, она может восприниматься не только слуховым, но и зрительным образом. Певец может изобразить некоторые эмоции с помощью мимики. Например, нахмуриться, сделать удивленные глаза или поднять брови. Но концертный зал большой, и зрители обычно отделены от сцены оркестром, поэтому, даже сидя в рядах, расположенных близко к сцене, мимику актеров не всегда можно хорошо разглядеть.
К счастью, в арсенале оперных певцов есть несколько жестов, которые они неизменно используют, чтобы помочь зрителям лучше понять смысл того, о чем они поют. Питер Гаммонд, автор книги The Bluffer's Guide to Opera: Блеф в опере, описывает их:
- Рука направлена в сторону. Или обе руки широко раскрыты. Таким образом, певец показывает радость от происходящего и то, насколько он удовлетворен в этот момент. Учитывая сюжеты многих опер, этот жест можно заметить чаще всего только в первых сценах, так как постепенно действие становится все более мрачным и пессимистичным.
- Одна рука или обе руки лежат на груди. Таким образом, певец показывает искренность и правдивость своих слов. И хотя порой происходящее на сцене начинает напоминать театр абсурда, этот жест нейтрализует сомнения по поводу всего действа.
- Рука, положенная на лоб стороной ладони. Можно сделать вывод, что главный герой страдает, терзаемый угрызениями совести и муками совести. Кроме того, вы можете испытывать замешательство, боль или все вышеперечисленное.
Боно: список для прослушивания
- "Nessun dorma" (Турандот, Джакомо Пуччини)
- "Песня тореадора" (Кармен, Жорж Бизе)
- "Cessa di più resistere" (Севильский цирюльник, Джоакино Россини)
- "Месть ада кипит в моем сердце" (Волшебная флейта, Вольфганг Амадей Моцарт)
- "А! Mes amis" (Дочь полка, Гаэтано Доницетти)
- "Libiamo ne' lieti calici" (Травиата, Джузеппе Верди)
- "La donna è mobile" (Риголетто, Джузеппе Верди)
- "Non più andrai" (Женитьба Фигаро, Вольфганг Амадей Моцарт)
- "Là ci darem la mano" (Дон Жуанi, Вольфганг Амадей Моцарт)
- "Martern aller Arten" (Похищение из сераля, Вольфганг Амадей Моцарт)
- "Casta diva" (Норма, Винченцо Беллини)