Мозг ребенка начинает развиваться еще в утробе матери и при рождении содержит около 100 млрд. нейронов. В первые месяцы жизни с помощью органов чувств маленький человек активно приобретает новые знания и овладевает необходимыми навыками.
Мы изучили, какими навыками может обладать ребенок в первые месяцы жизни, и расскажем вам о них.
Данная статья носит информационный характер и описывает примерные навыки, которыми должен овладеть ребенок на первом году жизни. Оценить индивидуальное развитие вашего малыша может только специалист.
Первый месяц
- Развиваются примитивные рефлексы, такие как сосательный, хватательный, глотательный и другие.
- Ребенок совершает резкие толкательные движения руками, сжимает пальцы в кулачки, подносит их ко рту и глазам. В положении лежа ребенок может поворачивать голову.
- Ребенок способен улавливать ритм и мелодию речи, узнавать голос матери и некоторые другие звуки, вскакивать при громких и высоких звуках.
- Ребенок может смотреть на предмет на расстоянии 20-30 см и наблюдать за медленно движущимся предметом.
- Ребенок теперь узнает запах грудного молока и для привлечения внимания использует крик, который до этого момента всегда звучал одинаково.
2 месяца
- Ребенок обращает внимание на лица, может повернуть голову, услышав голос или другой звук; если вы улыбнетесь ему, он улыбнется в ответ.
- Движения становятся более плавными и менее отрывистыми. Ребенок может поднимать голову в положении лежа и немного приподниматься, лежа на животике.
- Пальцы больше не сжимаются в кулаки, ладони могут быть открыты около 50% времени. В течение этого месяца ребенок обычно может держать в руках погремушку.
- Ребенок открывает рот при виде груди или бутылочки, узнает свою мать, рассматривает крупные и контрастные предметы, может сосать большой палец.
- Ребенок в два месяца может гулить, т.е. произносить гласные звуки.
3 месяца
- Ребенок поднимает голову и грудь от лица вниз, держит верхнюю часть тела и опирается на руки. В положении лежа лицом вниз или лицом вверх может раздвигать ноги и совершать ими толкательные движения. При касании поверхности ногами пытается оттолкнуться от нее.
- К третьему месяцу жизни может легко открывать и закрывать пальцы рук и большие пальцы ног. Ребенок часто подносит руки ко рту, тянется к предметам, находящимся перед глазами. Берет рукой погремушки и трясет их.
- В этом возрасте ребенок становится более внимательным и коммуникабельным. Очень внимательно следит за движущимися предметами, рассматривает лица окружающих, узнает людей и предметы. Любит играть со взрослыми и может заплакать, выражая недовольство, если игру прекратили. При разговоре с ребенком он может напевать в ответ на ваши слова.
- Некоторые дети начинают смеяться в 3 месяца.
4 месяца
- Ребенок часто улыбается, копирует определенные движения или мимику других людей. Например, улыбку или хмурое выражение лица. Активно лепечет, используя мимику, пытается повторить услышанные звуки.
- Ребенок становится более эмоциональным, по-разному плачет, когда голоден, испытывает боль или усталость, активно выражает настроение и проявляет привязанность.
- В 4 месяца ребенок может самостоятельно держать голову, переворачиваться с лица вниз на лицо вверх и сидеть самостоятельно с чьей-либо помощью.
- Становится все более осознанным при выполнении действий. Малыш уже может достать игрушку одной рукой и при этом проявляет настойчивость. Очень внимательно смотрит на предмет, перемещающийся из стороны в сторону, внимательно рассматривает новые лица.
- Малыш внимательно изучает лицо и тело отца: его глаза, руки, рот.
- Находясь в одиночестве, он может «разговаривать» сам с собой, много смеяться и успокаиваться, когда слышит голос родителей.
5 месяцев
- В 5 месяцев ребенок может сидеть без поддержки, помогать себе руками, передавать предметы из рук в руки и подносить их ко рту.
- К 5 месяцам ребенок может узнавать свое имя и реагировать на него, выражать недовольство звуками, отличными от плача.
6 месяцев
- Ребенок может переворачиваться в обе стороны. В положении лежа может перенести вес на одну руку и начинает сидеть вертикально без поддержки.
- В 6 месяцев ребенок способен «вести беседу»: он может слушать, когда с ним говорит взрослый, и отвечать ему, когда тот останавливается. Может реагировать на звуки, одновременно издавая свои собственные звуки, и откликаться, когда слышит свое имя. Начинает произносить первые согласные звуки (например, «м», «б») и сочетать их с гласными («аж», «эж», «ож»).
- К 6 месяцам ребенок узнает находящихся рядом людей, может безошибочно определить незнакомого человека и проявить беспокойство по этому поводу. Любит смотреться в зеркало.
- В 6 месяцев ребенок начинает активно проявлять любопытство. Например, рассматривает предметы, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, тянется к предмету одной рукой, хватает бутылочку. Может держать один предмет в одной руке, а другой — в другой.
7 месяцев
- Может более устойчиво сидеть без поддержки. В возрасте 7 месяцев у ребенка развивается цветовое зрение. Хорошо различает предметы на расстоянии и четко следит за движущимися объектами.
- Ребенок не только реагирует на свое имя, но и может различать эмоции по тону голоса, реагирует на отказ, лепечет созвучные «слова». Также активно использует свой голос для выражения радости или недовольства.
- Ребенок с удовольствием слушает музыку, смотрит на человека, когда тот его зовет. Может переводить взгляд с одного предмета на родителя и наоборот, если ему нужна помощь. Например, чтобы завести игрушку. Предпринимает все усилия, чтобы схватить предметы, которые его интересуют, но находятся вне пределов досягаемости.
8 месяцев
- Часто к 8 месяцам ребенок ползает, может ползать на коленях и самостоятельно сидеть.
- Ребенок может выполнять простые действия с предметами: держать бутылочку, доставать ведерко из банки и т.д.
- В этом возрасте ребенок обращает внимание на то, куда смотрит взрослый. Например, когда отец смотрит в сторону, то и ребенок следует за ним. Кроме того, малыш может искать упавший на пол предмет, качать головой в знак отказа, искать взглядом членов семьи и отвечать на простые вопросы. Например, «где твоя мама?» и др.
9 месяцев
- К 9 месяцам большинство детей могут повторять услышанные звуки, копировать ритм голоса другого человека, произносить простые слова типа «мама» и махать рукой на прощание, когда их просят. Они даже могут указать на интересный для них предмет.
- Ребенок может бояться незнакомых людей и очень привязываться к знакомым взрослым. К 9 месяцам обычно имеет любимые игрушки.
- Ребенок ползает, пытается встать самостоятельно и может стоять с опорой.
- Может захватывать пальцами мелкие предметы, играть с помощью жестов. Например, «ку-ку-ку». Они также могут играть с различными предметами: стучать кубиками друг о друга, звонить в колокольчик, дергать за веревочку и т.д.
10 месяцев
- К 10 месяцам дети обычно могут хорошо ползать, ходить вокруг мебели, держаться за нее обеими руками и стоять, опираясь только на одну руку. С помощью взрослого и при поддержке обеих рук дети уже могут ходить на небольшие расстояния.
- Часто в этом возрасте дети уже активно используют указательный палец для указания на различные предметы и могут пить из чашки, а не из бутылочки.
- Во время игры малыш может найти игрушку, спрятанную под тканью, и подглядывать за взрослым. Может реагировать на такие фразы, как «пока-пока», «пока-пока» и «пока-пока»!» или «увидимся позже!»С активными движениями рук.
- Некоторые дети в 10 месяцев называют каждого из своих родителей, соотнося слово и человека. Они могут начать выполнять простые просьбы. Например, «дай мне игрушку». Другие научатся делать это немного позже, примерно в 12 месяцев.
11 месяцев
- К 11 месяцам ребенок может поворачиваться в сидячем положении и передвигаться, держась одной рукой за мебель. В этом возрасте многие малыши уже могут самостоятельно стоять несколько секунд и ходить, держась за руку родителя (одноручная поддержка).
- Во время игры малыш может бросать предметы, отдавая один из них родителям, когда они просят.
- В 11 месяцев ребенок начинает проявлять интерес к картинкам в книжках, активно двигаться под музыку и «петь» песенки, используя вокализацию.
- Кроме того, в этом возрасте многие дети могут прекратить делать что-то, просто получив команду «нет».
1 год
- К 1 году у ребенка уже есть любимые вещи и любимые взрослые, с которыми он старается проводить больше времени. Малыш может плакать, когда мама или папа уходят, подозрительно вести себя по отношению к незнакомым людям, а в некоторых случаях даже проявлять страх.
- Некоторые действия ребенок может выполнять без посторонней помощи. Например, класть игрушки в коробку и доставать их, пить из чашки, расчесывать волосы и т.д. По-разному обследует предметы — может трясти их, бросать, стучать, даже ударять предметы друг о друга.
- Ребенок может находить спрятанные вещи, соотносить предмет или картинку с названием. Умеет держать карандаш и рисовать каракули на бумаге, строить башню из 2 кубиков, давать родителям книжку, чтобы они читали ему из нее.
- Даже когда приходит время переодевать ребенка, родитель может попросить его вытянуть руку или ногу.
- Ребенок способен повторять звуки и действия, чтобы привлечь чье-то внимание, вокализировать, меняя интонацию голоса, как бы подражая настоящей речи. Он может копировать жесты взрослых и пытается повторять слова, которые произносят его родители. К годовалому возрасту ребенок обычно может произнести еще несколько слов (не считая «мама» и «дада»).
- Большинство детей к годовалому возрасту могут делать самостоятельные шаги и свободно передвигаться, держась за мебель.