Витражи играли разные роли в готической архитектуре.
Хотя происхождение витражей неизвестно, готический период архитектуры стал свидетелем расцвета использования витражей в его великих соборах. В дополнение к художественной практичности мастера по стеклу сочли загадочные качества стекла образцом для отражения религиозных и духовных идеологий того периода, которые они неуклонно оттачивали в изящном искусстве.
Практическая роль
Витражи с подсветкой и добавлением атмосферы готики.
С архитектурной точки зрения важнейшая роль готических витражей заключалась в том, чтобы пропускать огромное количество света в собор. В этом смысле стекло функционировало и как практическое средство для освещения интерьера, и в отличие от романской архитектуры, в которой преобладали массивные стены и небольшие оконные проемы, для создания атмосферы огромных, высоких пространств и тонких, похожих на занавески стен.
Духовная функция
Витражи запечатлели духовность и таинственность.
В дополнение к пространственным и световым эффектам, создаваемым гигантскими окнами, готические витражи также несли духовное качество. Цветные стекла, созданные путем добавления различных металлических солей и оксидов, ярко светились, как драгоценные камни, когда через них проходил свет, создавая впечатление, полное трепета и таинственности, и передавая важность света в соответствии с религиозной символикой того времени.
Освещенные повествования
Витражи на окнах часто изображали библейские сюжеты.
Витражи также служили иллюстративными инструментами, призванными обучать и вдохновлять. Панели в готических соборах часто изображали библейские сцены или важные моменты из жизни святых. Сцены и истории могут содержаться в одном окне или последовательно развиваться в серии окон. Однако эти рассказы предназначались для людей не только «читать», но и испытывать на духовном уровне объекты изображения, света, цвета и тайны.
Признание покровительства
Одной из функций витражей, которую нельзя игнорировать, была их роль в качестве средства признания сторонников, которые финансировали и трудились для строительства собора, а именно покровителей и рабочих гильдий. Сходства таких людей изображались внутри панели, часто на переднем плане, стоя на коленях у краев панели.