Женщины Беларуси в «эпоху коллективизации» (По Документы ЦК КПБ)

В 1920-е годы в БССР, республике преимущественно аграрной, шел процесс формирования новых общественно отношений. Официальная пропаганда призвала крестьянок оставить веков «кудель» и активных участвовать в Строительство социализма. Специально для «работы среди женщин» руководство республики создало в ЦК КПБ женский отдел, координировавший деятельность разветвленной сети Местная женских отделов и занимавшийся организацией съездов крестьянок. Другие отдел ЦК тоже принимали участие в этой работе. Постепенно в партийных архив накапливались сотни дел, где зафиксированы Изменения в положении женщин Белорусской деревни. Эти Материалы ныне хранятся в Национальном архиве РБ, в фонде ЦК КПБ (№ 4), насчитывающем более ста тысяч единиц хранения.

Уникальность Их не только в том, что ЦК партии в течение десятилетий был фактически высшим органом Власти в Беларуси. Большинство документов Других учреждений периода 20-30-х годов утеряно в годы Второй мировых войнах, тогда как Материалы ЦК КПБ удалось эвакуировать.

Знакомство с ними можно начать с описи № 9 «Архивных дел Женотдела ЦК КП (б) Б за 1924-1930 годы», в которую учтено 216 дел. Среди них протокол Всебелорусских съездов крестьянок и анкеты делегаток, переписка о «работе среди женщин», отчет и протокол заседания уездным женских отделов, сведения о бытовых обслуживании крестьянок, письма и заявления. В качества Примера «проблемного» документа из описи № 9 можно привести фрагмент выступление делегатки Радкевич на 7-м Депутат Палаты совещании женских отделов (1926 г.):

«Часто крестьянки заявляют, что они дочерь своих д. ЛКСМ НЕ пустят, ибо это к хорошему не приведет. Девушка там согрешит, а потом будет сидеть в Девка. Такие Разговоры имеют под собой почве, ибо они объясняются часто тем-то неправильно подходе к девушкам, Который есть среди ЛКСМ, и по этой линии, в смысле разъяснительной работы среди крестьянок, Увязка в работе с Жо / женскими отделами — АВТ./ Нужна ».

Похожа информация содержится также в Председатель по Результаты инспекции Калининской парторганизации инструктором ЦК КПБ А. Розеншайном (1924 г.):

«Недавно выяснилось, что один секретарь Комсомольской ячейки (кандидат партии) принимал в КСМ только тех крестьянских девушек, Который ему отдавались, и этим доказывали свой" не мещанский "взгляд на половую вопрос. Пятеро он таким образом обмануло и четверых исключил из союза ».

Важность Женского вопроса для партийного руководство подтверждают слова из Председатель секретаря ЦК Николь Голодеда на IX съезда КПБ в Декабрь 1925:

«Нам нужно обязательно усилить вовлечение в ряды КСМ девушек, ибо до сих пор мы очень мало сделали в этом отношении. Всего в комсомол девушек — 17,3%, причем большее количество из них представляют Городские, а крестьянок совсем мало, Их проценты незначительный. Мы Должно довольно-таки сильно в будущем поднажать на эту сторону работы ».

Такая работа явно имел смысл. Например, в 1928 году руководство Круглянского райкома ЛКСМБ докладывало:

«Работа с девчатами немного сдвинулась, но и до этого времени она Ведется слабо. В направлении работы с девчатами РК добился перелома некотором ячеек, Который начали регулярно привлекать девушек на собрание, в политкружки и т.д. Благодарю втягиванию девчата, всего за год дорожает 35 человек, или 30% к росту всей организации ».

Исследователям еще предстоит разобраться с вопроса: пассивность деревенских девчата была Следствие соответствующ «политики» Их родителей, или, может быть, крестьянки обладали более стойким «иммунитетом к идеологии», чем горожанки?

Отметим интересный факт: в Деревня существовал не только «классовый» антагонизм (бедняки — кулаки), но и «гендерный» — Между «классово-несознательными» женщинами и их активными мужьями. Это Осторожно отмечали исследователи еще Советского времени:

«Медленнее шло становление новых взглядов в женщин села, ослабевает связанно с общественно жизнью, больше занятых в домашнем хозяйство».

Вот, например, с какими-то трудностями сталкивались районные Власти при организации колхозов:

«Отмечались Первый и Открытый выступление на собрание, разгоны сельсоветов, как в Дубровенский район Оршанского округа, вывешивание угроза на ворота домов активистов. Особенно деятельно вели себя женщины. В Деревня Хойники Бобруйского округа во время собрание женщины с кулаками бросались на своих мужей, преследовали представителей Районная власть. Также подвергались нападению представители района д. Деревня Глушки этого округа ».

В феврале 1930 политотдел 8-й Стрелкова дивизии направил в ЦК КПБ донесение о Результаты агитпохода частых дивизии по Деревня, где сообщалось следующее:

«В большинстве, со сторону бедноты, середнячества, настроения вполне советский. Приходу частых Красной армии рады. Во многих Деревня были организованы встречи часто. Особенно отсталыми элементами, антиколхозно настроенными, показали себя женщины Почти во всех Деревня. Характерные случаи Их выступление были: в д. Юзефон целиком Почти собрание женщин плакало, когда докладчик предлагал обобществить Корова. В д. Рыня на собрании появилась женщина, которая, раскрывает тулуп, оказалась совершенно голая, заявив: "мы все голые и в колхоз НЕ можем идти". В д. Емельян Мост жена Председатель комитета взаимопомощи Агафья Бородин Открыта выступала против колхозов, и за ней Идет большинство женщин деревни. На собрание бедноты, во время записи в колхоз Ее мужа, вышла на середина избы с истерическими криками: "не надо колхозов", и упала на пол. Ее выходка едва не сорвала собрание бедноты ».

То, что «консервативные» женщины были в то время влиятельной силой, видно по выступление на XI съезда КПБ (Ноябрь 1927) делегата Мазакиса:

«В двух Деревня, например, середняки сорвали собрание бедноты. На одно собрание они специально послали женщин-середнячек, Который криками сорвали собрание »…

Впрочем, «классово несознательность» сельских женщин была явлением не только специфически беларуским. Отличительной черт БССР в 1920-е годы было значительное число еврейских земледельческих хозяйство. 27 августа 1925 секретарь Журавицкого райкома КПБ Могилевского округа докладывал в ЦК партии:

«В еврейских сельскохозяйственных артелях замечается пассивность, ввиду того, что в артелях работают Бывший торговцы и, по видимому, они думают заняться своим прежним ремеслом, так что некоторые хотят, беги Их исключили из артели … за последнее время заметно упала дисциплина и некоторые совершенно не хотят слушать правлению артели, Главная образом в артели "Пахарь". Им это лето НЕ пришлось пользоваться наемном трудом, а работали сами, совместно со своими женами. Вот эти-то женщины и нападают на своих мужей, говорят: «что мы тут работаем, а посмотрите как живут женщины в тех, Который занимаются торговлей — полные, жирный, а мы худые».

На X съезда КПБ в январе 1927 делегатка Муратова рассказывала о дозавы, с которыми сталкивались крестьянки-активистки:

«Одна заместительница Председатель сельсовета деревни Боровки Полоцкого округа и Полоцкого же района, когда Председатель уехал на курсы, осталась замещать его. Председатель решил, что как же это так можно — бабе доверить печать, лучше уж он эту печать возьмет с собой (смех в зале). И вот он уехал, и с собой печать ввезти, а секретарь подумал: "если Председатель своему заму печать НЕ доверяет, стало быть и бумажки нельзя доверить". И вот, он бумажки, получаемые из Рика тоже начал прятать …

Второй факт: одна крестьянка, весьма активный член сельсовета, участвовавшая все время в практическом работе сельсовета, вышла замуж. И вот, когда она вышла замуж (это было в Глусском районе Бобруйского округа), то пленум сельсовета решил, что она активных больше быть НЕ может, и постановил: "в связи с тем-то, что она вышла замуж, исключить Ее из Состав сельсовета" (смех в зале) ».

Но »нет таких-то вершин, которая НЕ взяли бы большевики». Постепенно политика партии по преобразованию «Темная крестьянки» в «сознательное колхозницу» стала приносить результаты. Для этого использовались все возможные Средство. Так, после съездов колхозников-ударников в 1933 году, руководство одного из районов решило провести «съезда лодырей». Об этом докладывал на XV съезда КПБ делегата Денценер:

«Мы развернули работу по созыву районного съезда лодырей. Все колхоз начали выбирать делегатов на этот съезда. Мы сами НЕ верили, что этот съезда может дать такие результаты. Сотни колхозниц плакали, когда Их выбирали на съезда лодырей, сотни колхозниц давали обещание на собрания ударно работать, и не только в эту ночь, но и в последующие 10-15 дней давали хорошие результаты работы. И вот такая простая, Казалось бы, мера дала такие разительные результаты. Или такая мера, как премирование карманными часами, объявление, что мы лучших ударниц запишем в фотоальбом, Который преподнесем съезда … Вся эта сумма Мероприятие несомненно удвоила и утроила Темпо работы ».

Отметим, что выступление на партийных съезда НЕ бывали «случайными». Если уж докладчика допускали к «высокой трибуна», то это значило, что он прошел соответствующ фильтрацию. Потому «отдельные Примеры», Который приводились в выступление, можно считать характерными в той или Иной степени для всей тогдашней БССР.

Как видно из следующего документа, на состояние крестьянского хозяйство влияли не только политические Мероприятия советской Власти, но и те новшества, Который принес новый общественный строй в институт брака. На IX съезда КПБ делегата Сольц сказал:

«Я насчет многоженства считаю, что подходе здесь должен быть тот же, что и к пьянстве. Я считаю, что половую область, это глубоко Интимная область человека. Чем больше У него общественного дела, тем эффективней меньше У него имеется потребностей искать разнообразия в этой области. И тот человек, Который очень много разнообразия ищет в этой области, а для этого ведь требуется и Внимание, и сила, и Энергия, то разабраць, очевидно, Общественная жизнь НЕ сильно захватывает … Теперь мы нашу старую семью разрушаем, старый порядок рухнет, новый еще не установлен. У нас семейные Отношение не слишком прочны, и вот интересно было бы выяснить, к чему это привело. А привело это к тому, что 30% гражданских дел составляют дела об алиментах, что Крестьянское хозяйство очень часто разрушается на почве этих алиментов ».

Зарождение специфической практики брака или развода — «чтобы получить Дополнительная площадь» — можно увидеть в отчет, Который направил в ЦК 1 октября 1925 секретарь Кормянского райкома:

«… В районе имеется случай, когда пожилой крестьянин разводится со своею женой с тем эффективней, чтобы получить лишний кусок земли по землеустройству, а также имеется тенденция массовая к разделу имущества с той же цель, но райземотдел такие случаи НЕ допускает».

Злободневность «женских тем-то» в документе, некоторые из Котор свыше 70 лет, иногда просто удивляет:

«Правлению колхоз своим руководство разрушает колхоз, в особенности в Вопросы расстановки сил колхозников. Например, женщин посылают в лес на работу, а мужчины хорошо чистят зерно »…;

«Зачастую беднота подает заявления о выдаче кредитов для покупки лошади, коровы и т.д. Одном бедняку было выдано 150 рублей на лошадь, и когда пришли проверять, как был использован Им этот кредиты, то оказалось, что половину он пропил, а вторую половину сжег в Печи. Это нам удалось выявить благодарю показаниям разабраць жены ».

И, конечно же, в то время, как и всегда в течение истории Человечество, женскую привлекательность «ушлые люди» использовали как Средство влияние на «нужного человека». В протокол первой Гомельской окружной конференции групп бедноты (Ноябрь 1928 г.) читаем:

«Приезжает работника в деревенщиной, он НЕ заедет к бедняку, а заедет к тому, у кого дом с карнизом и крылышки расписное … Мы имеем такие случаи, когда наши секретари ячеек НЕ уделяют должного внимания бедноте. Приедет молодой работника в деревенщиной, познакомится с дочерьми кулака, и забывает нашего брата. Кулаки всяческими мерами стараются привлечь на свою сторону работников, и они забывают бедноту ».

… Это только некоторые Примеры того, как отражена «женская история» Беларуси в архивных документа ЦК КПБ.

Источник: Илья Куркова, / Из журнала "Arche", 1999, № 3. Перевод А.Е. Тараса. / (Альманах «Деды», выпуск 5)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: