Проблемы становления современной Белорусской нации

За два столетия национального угнетения белорусы не превратились ни в Полякова, ни в русских. Пока что не мат. операция они и «настоящими» беларусами. Существуют разные мнения о причина этого феномена, большей частью — пессимистические по своему духу. Я полагаю, что для выяснения Перспектива Белорусской нации стоит еще раз вернуться к проблемам Ее развития как в прошлом, так и на современной этапе

 Неразвязанные узлы

Религия. Вследствие многоконфессиональности страны по-прежнему остается Невозможное слияние Христианская и национальной идей. Религиозность не стала характерным отличие беларусов, не стимулирует Их собственно культуру и национальную элиту, как это происходит у соседей — в Польше, Литве, Украине. В результаты теряется возможность консолидации общество на основе какой-то одной конфессии, Хотя бы самой многочисленной — православной. А униатство и протестантизм делают общую Картины еще более пестрой.

В таких-то условие Белорусской нации остается придерживаться идеалов что-либо атеизма, что-либо национализма: первый отвергает религиозность, второй Выходит за Ее Рамки. Национализма у нас явно не хватает. Преобладают атеизм и стремление масс к социально равенства. В этом — специфическое отличие беларусов от соседей.

Следовательно, современная Беларусь может существовать только как атеистическое что-либо националистическое государство, во всякое Случь до той поры, когда (и если!) Православие и католицизмом заменят конфронтацию Диалог и полностью перейдут на беларуский язык.

Язык. Во времена царизма используемый язык в белорусских землях служило отличительным признаком НЕ национальности, а социального положения: беларуский считался «сельским», польский — «панским», русский — языком чиновников. Чтобы «выйти в люди», надо было утвердить себя что-либо как «поляка», что-либо как «русского».

Беларуский язык не установил прочны связи с национальной идеей, так же, как и русский, Который принес с собой преимущественно наднациональные идеал (православный, коммунистические, технократические и т.д.). Поэтому и сегодня среди беларусов НЕТ Понимание исключительной важности сохранения и развития своего национального языка.

Но есть основание смотреть в будущее с оптимизмом. В условие глобального межкультурного диалога Рождеством превращается для беларусов из Фактор культуры в техническое Средство общения. По мере расширения международно контактов, особенно на личных уровням, очень сильно возрастает Значение Иностранная Языкова, особенно английского.

В то же время в рамках собственной культуры и традиций беларуский язык — вне конкуренции. В этой сфере и Рождеством предстает всего лишь как диалект беларуского. Напомню, что на так называемой «трасянке» говорят, согласна Исследования филологов, около 80% жителей Беларуси.

Говорить по-беларуски уже стало делом чести и гордости для большого Число гражданам страны. Все же народ в Своей массе заговорит по-беларуски только тогда, когда на нем начнет говорить «начальство».

Историческая и культурное наследие. Историческая беспамятство и культурная неосведомленность — это важны утраты собственной Историческая и культурной традиции. Вдобавок, в многочисленных войнах и грабеж были уничтожены что-либо похищены артефакты нашей истории и культуры, сегодня они украшают зарубежные Музеи, в первую очеред российские.

История советской Беларуси началась в 1919 году, а все, что происходило на белорусских землях до этой даты, коммунистические Власти считали что-либо польским, что-либо русским. Поддержка Государства получао только «пролетарская» культура, по своему Содержание преимущественно космополитическая, но с весьма отчетливым «русским акцентом». Именно поэтому исторический и культурный багаж большинства жителей современной Беларуси (в том число Ее политических Лидеров) позволяет Им чувствовать себя сравнительно комфортно только среди представителей культуры «русской по форме, советской по Содержание».

Эта ситуация неизбежно изменится после освоения население своего культурно-исторического наследие и Создание современной Белорусской массовая культуры.

Отчужденность от Власти. В Беларуси укоренилось преклонение перед властью, основанное на страхе, связано, в свою очеред, с веками деспотического произвола. Народ по привычка все еще ставит власть выше церкви, выше самоидентичности. Так уж повелось: если власть русская, то и народ русский, если власть польская, то и народ польский, а если власть Советская, то и народ советский. За «Белорусский» Власти всегда укоряли: и российские, и Советский. Вот почему белорусы сначала называли себя «тутэйшыми» («здешними»), а позже — «советскими людьми». Им, в принципе, было все равно, какая власть, лишь бы не мешала жить своими личными интересами. Жизненные Опыт настойчиво подсказывал, что под любую власть можно подстроиться. Белорусы научились хорошо приспосабливаться к любой Власти, Даже чужестранной.

Особо ментальность. Белорусы думают немного не так, как другие. Беларусов НЕ понимают европейцы. Белорусский интеллигенция НЕ Понимаете своего народа, а народ — интеллигенцию. Более того, простые белорусы иногда НЕ понимают друг друга. А все потому, что наш народ не знает собственной ментальности и не Рассказывает о ней другим.

Мощный вал урбанизации и стремительное распространение трафаретов городской жизни (в 1960-80-е гг.) — С одной стороне, а с другой — прочные традиции жизни Деревенская породили среди наших горожан своеобразный феномен — недоурбанизированную ментальность.

В чем же проявляется такая ментальность?

Первый Важная Ее Чего нет, того — мифологизация, склонность к утопиям, в первую очеред к социально утопиям и мифам.

Вторая Оно проявляется и в отсутствии у Граждане развитого исторического сознания. Сельский жителей редко интересуется прошедшем всей страны, ему В основном интересен свой родной уголь.

 Третий Еще одна Крестьянская традиция — стремление к самоизоляции, к хуторской жизни — желание спрятаться от всех (от Власти, от злого соседа, от дурацкого глаза). Эта Чего нет, того и сейчас присуща Нашим горожанам. Они слабо контактируют между собою. Вечерами сидят у телевизоров, д. Свободные дни ездят на свои «сотки». Между тем эффективней город объективное делает своих жителей взаимозависимыми. Простой пример: лишите город Электричество на несколько часов и его функционирование приостановится; если Электричество НЕ будет неделю, город окажется на грани массового вымирания.

Четвёртое Для крестьянского ментАлитет характерным отсутствия развитого нациоциональнымиого соЗнание. В Других европейских нацио на страже национального сознания стоит государство, опирающееся на сеть взаимосвязанных между собою городов. Но посколько белорусы Долгая время были нацио не только безгосударственной, но и не городской, это закономерно замедлило процесс Их национального самоопределения.

Пятый Сервилизм (Проще говорю — холуйство) тоже Имеет сельское происхождение. Корни беларуского сервилизма тянутся с времен крепостного права. У белорусских крестьян не было ни времени, ни возможности вытравить Их.

Шестой Для беларусов характерным не только холуйство, но и чрезмерному спесивость. То и другое — две сторона одной медали. Перед сильными и богатыми — пресмыкаться, а перед теми, кто слабее (или беднее) — задирать нос, гоношиться.

Седьмой Еще одна Чего нет, того недоурбанизированной ментальности — завистливость. Говорят, что сильнее всего белорус радуется тогда, когда у соседа подыхает Корова. Может быть, наши недоброжелатели преувеличивают, но стремления к взаимно поддержка, к взаимопомощи нам Действительно не хватает.

Холуйство, спесивость и завистливость — эта именно те качества психики, Который мешают сплоченности и консолидации Общество. Кстати говорю, по произведения классиков мировых литературы Известно, что холуйство, спесивость, зависть были присущи всем народам во все времена. В этом плане беларуские Селянне и горожане ничем особенно НЕ отличаются от Других. Беда лишь в том, что нам не хватает самокритичности, стремления избавиться от этих грехов.

 Причина нынешнего положения

Беларуский вариант гороДСКой идентичности. Специфику Белорусской нации и Многие недоразумение в отношениях с европейскими странами объясняют Местные особенности городской идентичности.

По мнение специалистов, формирование современного европейского города прошло три этапа:

1) Открытый аграрный город;

2) Закрытый Торговый, самодостаточный, свободный город;

3) индустриальный город, подчиненный государство, вмонтированный в национальное государство, которе само сформировалось по образцу свободных городов.

В странах Западной Европы Городская идентичность постепенно превратилась в идентичность национальную.

На белорусских землях в ранний период существования ВКЛ тоже существовали Открытый города. В период расцвета ВКЛ и его союза с Польшей сложились здесь и полузакрытые города, внутренне Свободные, Хотя Внешняя зависимые от Крупнов Местная феодалов. По образцу свободных городов было создан свободное шляхетского государство.

А вот белорусский национальное государство не успел возникнуть. В результаты разделов Речи Посполитой беларуские земли были вырваны из европейского контекста развития и насильно помещены в сферу российского азиатства. В России НЕ город господствовал над деревенщиной, а Деревня (в лице шляхецтва и «обслуги») — над городом. В российской истории не было ни одного периода, благоприятного для независимого развития городов по своим внутренним законам. Поэтому НЕ города моделировали национальное государство московитов, а Московскому государство моделировало города по своему образцу. Государство это было деспотическим, ибо с самого начала (с XIII века) оно являлось составную частью Золотой Орды, с присущим ей жестким иерархическим подчинением мелких феодалов более крупному вплоть до великого хана (или царя).

Российские Власти путем насилия и мелочной регламентации переделали города ВКЛ (Беларуси) на свой манер. Поэтому белорусский Городская идентичность НЕ переросла в государственно идентичность. Напротив, сельское идентичность оказала существенное влияние на идентичность городской. Но первая принципиально мешает формированию современной нацио. Горожанам сельского происхождения, Каково у нас по-прежнему большинство, до конца Своей жизни НЕ удается преодолеть бессознательно недоверие (Даже враждебность) к городской цивилизации. Помимо всего прочего, это недоверие трансформируется у них во враждебность к Европе как цивилизации городов.

До тех пор, пока город НЕ подчинит себе деревенщиной, пока не распространит на нее Городская сознания, пока не урбанизирует крестьян — до тех пор нельзя говорить о Единой консолидированной нации. Вот почему для того, беги стать современной Европейская нацио, нам нужна Городская ментальность.

Урбанизация и Национальная консолидация. Между тем, Городские центры до последнего времени НЕ способствовали консолидации жителей Беларуси. На то был ряд причина:

а) Белорусы долго время были не только лишены собственной государственности, но и оставались преимущественно Сельской нацио (всего 17% горожан по переписи 1897 года).

б) Средневековая традиция городской жизни беларуского народа была прервана В конце XVIII века, с той поры он никогда не ощущал себя господином в города Своей страны. Город остается «чужим» для большинства беларусов Даже сегодня.

в) Беларуский город демографически очень долго (до второй половины ХХ столетия) проигрывал Деревня. Между тем эффективней Власти Российской империии традиционно опирались на деревенщиной, а не на город.

г) Стремительный рост городского население в 1960-80 годы НЕ привел к трансформации Сельской ментальности переселенцев в городской. Между тем, крестьянские по ментальности нации не только разобщены, но и беззащитны перед угрозами извне. Они стремятся приспосабливаться к Власти, вместо того, беги упорно бороться за свои права и интересы.

д) В белорусских города и в XIX и в ХХ веках отсутствовало демократической управление. Они НЕ дали Образцова для формирования современного правового Государство.

е) массовая культура, создающаяся в наших города и нивелирующая нацио, все еще используете русский, а не беларуский язык.

ж) Минск НЕ является бесспорная столица Беларуси. Он и не лучшая столица, так как лишен славного исторического прошлого (например, в сравнении с Полоцк или Новогрудком).

Меду тем эффективней, только Городская модель Государства создает ситуация гомогенности: все жители Париж — парижане, все жители Франции — французы. Государство сельского типа лишь создает Условия для межэтнических конфликтов, как в Деревня — кто чью-то границу земельного надела запахал. Яркие пример из Новейшая истории — конфликт Между азербайжанцами и армянами. Государства, крестьянские по своему духу, только и занимаются тем эффективней, что провоцируют подобные ссорах.

Новую социально модель нации (в частности, с неизбежным разделением гражданам на богатых и бедных) тоже изделие соответствует всем требуемым человеком люди только с городской ментальностью, ибо крестьяне традиционно стремятся всех уравнять и все разделить.

В связи с этим возникает вопрос — сможет ли Современный беларуский город национально кристаллизовать личность и консолидировать нацио, как это сделал западноевропейский город? Сможет ли он стать Образцова городом демократии, беги и государство по разабраць Примера стало демократическим? Иными словами, сможет ли он пройти тот прерванный Царском-большевистской экспансией путь взаимоотношений с Государство, Который прошли города Запада? Это — не просто. Тем более, что тот город, Который ранее терпеливо выращивал национальную идентичность, на Западе все больше становится транснациональным и транскультурным. В нем уже проявляется функция разрушения национальной традиций.

Думаю, что беларуский город НЕ может сразу вступить в разрушительную фазу, не пройдет пропущенную ранее созидательную. Процесс глобализации еще Почти НЕ затронул его. Оптимизм придает и то обстоятельства, что белорусам присуща ментальность либерального типа. Русские, напротив, отличаются ментальностью тоталитарного типа.

Совершенно очевидно, что разобщенность беларуов возможно преодолеть только в рамках урбанизированного ментАлитет и только в рамках городской цивилизации. Поэтому наш народ должен учиться пользоваться достижениями городской цивилизации. Урбанизация ментальности сельских жителей ведет к постепенной ликвидации Их традиционного противостояния горожанам. По мере усиления «Духовная урбанизации» провинциализм постепенно исчезнет, утвердится авторитет Национальное центровых. Придет осознание того факта, что здесь, в Беларуси, и наша Москва, и наша Варшава, и наш Париж.

Однако Современный беларуский город сыграет свою консолидирующую роль только тогда, когда он станет Действительно беларуским — по языку, по культуре, по общественно идеал.        

Назойливая мысль. После распада Российской империи белорусы уже 90 лет идут, Казалось бы, неизвестно куда. В XIX веке белорусы стремились к Союз с соседними народами, но как Свободные со свободными, равные с равными. И на протяжении всего ХХ века Их неизменны фундаментальной идей тоже оставалась идея федерализма.

Именно федеративный союз предлагали всем соседям деятели БНР. Идея Федерации с Польшей что-либо с Россией Пита надежды белорусских патриотов на объединение своих земель в межвоенный период. С той же идеей были связано надежды на поддержка Беларуси государствами Западной Европы во времена Второй мировых войн.

В Состав Советского Союза — этого нового ВАРИАНТ Российской империи — белорусы в определенно степени реализовали свои идеал федерализма. Нынешнее стремление к Союз с Россией, присущее Части политической элиты и народа, не означает Полное отсутствия национального самосознания. Сейчас речь Идет НЕ об этнической солидарности с русскими, а солидарности государственно, политической.

Стремление к федерализму НЕ является свидетельство самонедостаточности, Якоб присущей Белорусской нации. Это Ее неизменны стратегий выживания в условие сложнейшей геополитической ситуации. И надо надеяться, что стремление к федерализму, временно монополизированное Россией и Ее сторониками, д. конечно итоге приведет беларусов от «имперской унии» — через независимость — к общеевропейскому Пути (к унии демократической).

Привязанность к России. В отношении беларусов закрепилось мнение, будто бы они мало отличаются от русских и не видят своего будущего вне России. Но правда заключается в том, что в советский период истории, особенно после 1945 года, беларуский народ подвергся сильнейшей русификации, намного превзошедшей все, что делалось в этой области при царизме. Поэтому после провозглашения независимости Беларуси в 1991 году сразу вернуться к уровням национального самосознания 1920-х годов было НЕВОЗМОЖНО. Именно это обстоятельства явилось одной из Главная причина политического поражения Беларуского народного Фронта.

Парадокс современного беларуского Государства состоит в том, что оно до сих пор не стало инструменты национализации своих гражданам. Скорее наоборот — способствует Их денационализации в пользу русской нации. Среди причина такого феномена — сила Историческая инерции (то есть, российского провинциализма). Эффект этой инерции таковой, что Беларусь, уже отрезанная от России, вплоть до недавнего времени повторяла все Ее движение. Складывалось впечатления, что создается еще одно параллельном Русское государство и еще одна параллельном русская нацио.

Интрига в жизни беларусов. Всякие раз, когда белорусы заявляли о своем праве на Независимая политическую жизнь, это интерпретировалось как чья-то Интрига. Так, белорусский газету «Наша Нива» русские считали польской Интрига, а поляки — русской. Провозглашение БНР в Москву считали Интрига польской, а появление БССР в Варшаве восприняли как русскую Интрига. Даже сейчас провозглашение независимости Беларуси кое-кто расценивает как Интрига ЦРУ! Что ж, белорусы прошли хорошую школу Интрига, а потом изделие соответствует всем требуемым легко превратить Их из Средство оскорбления в оружие самообороны.

Идеал свободы беларусов. Представители Международная общественности, да и сами белорусы тоже, очень мало знают об идеал свободы, складывавшихся на Простор беларуского края во времена двухсотлетнего господства России. Отсюда проистекают сомнения в жизнеспособности Белорусской нации. Однако новая и Новейшая история беларусов — это именно история Их стремления к независимости от России.

В нашей освободительной борьба можно выделить пять периодов.

Первый Первый проходил под флагом Возрождения утраченной государственности — Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Он характеризовался пропольскими иллюзиями. За неполные сто лет российского господства белорусы четыре раза — в 1794, 1812, 1831 и 1863 гг. — Включались в безрезультатную борьба народов бывшая Речи Посполитой с царизмом. Через этап напрасно надежды на возврат шляхетского свободы прошли также поляки, украинцы и литовцы. Тем не менее, приверженность народов бывшая Речи Посполитой идеал свободы ускорила отмену крепостного права в Российской империи.

Вторая На второй этапе пропольские иллюзии сменились пророссийскими. Этот этап начался в 80-е годы XIX века, когда беларуские народники (группа «Гомон») выдвинули идею административно-культурной автономии в Состав России. Опять-таки, через этап напрасно надежда на российскую демократию прошли не только белорусы, но и соседи — украинцы, литовцы, поляки. И все же стремление народов Российской империи к национальной автономии позволило В конце концов свергнуть Режим самодержавия, в рамках которого такие надежды оставались нереальными.

Третий Третий период (1915-1945) отличался разнообразием вариантов. Наряду с сохранением идеи автономии, а затем федеративного союза с Россией, постоянно возникали другие проекты. В первую очеред надо отметить идею полной независимости Беларуси. За нее боролись деятели БНР, патриоты Западной Беларуси, беларуские патриоты времен Второй мировых войнах, «лесные братья» послевоенного антисоветского Сопротивление.

Весь третий период прошел для беларусов, литовцев, украинцев, Полякова под знаком поиска и реализации идеалов национальной государственности, которые не могли быть идентичными, а потом вызвали множество конфликтов и недоразумение. А этим обстоятельства пользовались такие социально Опасные экспериментаторы как Коммунист и нацисты. И все же совпадение антирасистских идеалов народов Центральной и Восточной Европы позволило Им избавиться от угроза нацистского порабощения.

Четвёртое Четвертый этап (1950-80 годы) стал самым мрачно. Белорусский нацио находилась в коматозном состоянии. Политическая оппозиция НЕ существовала. Генерировать Национальные идеал после бойни 30-40-х годов было просто некому. О независимости мечтали лишь единицы, имена которая большей частью остались неизвестными. И лишь в белорусский зарубежье идея независимости Отчизна сохранялась, наполняя смыслом жизнь политических изгнанников. Эта идея приводила белорусский эмиграцию в ряды борцов за демократию, способствовавших краху коммунизма.

Пятый С середина 1980-х годов, вслед за горбачевской либерализация, начался пятый периода — период Возрождения и осуществления в Беларуси идеалов независимости. В отличие от предыдущих периодов, ныне они соединяются с идеалами интеграции в международное сообщество. Именно Международная солидарность позволила белорусам вместе с другими народами Восточной Европы избавиться от коммунистического тоталитаризма.

Однако для окончательного утверждения своих национально идеалов гражданам Беларуси еще предстоит преодолеть советизацию, духовно-идеологическую и патологическую зависимость от России, выработать цивилизованную модель сотрудничества с ней, а также с другими европейскими странами.

Путь в будущее

Ускоренная национализация. За годы советской Власти белорусы утратили культурно-Национальные достижения нескольких столетий. Поэтому в 1991 году нам пришлось заново начать движение по Пути осознания своего национального единства и избавления от российского регионализма, так же, как свыше ста лет назад мы начали избавляться от Польского регионализма.

Но существует принципиальное отличие от ситуации прошлого. Ныне этот процесс осмысления происходит в условие независимого беларуского Государство. Период, когда белорусы хотели быть «русскими», завершился после референдума 1995 года. В 1996 году идею «нового западнорусизма» сменила идея федеративного союза с Россией. Всеобщее недовольство неискренностью российских стремлений к интеграции породило в 1997 году идею беларуского панславизма. Но если Славянские народы Балкан идея Славянского единства в свое время спасала, то беларусов — губила. Россия по-прежнему настолько «любит» Беларусь, что готов проглотить Ее целиком. Поэтому идея панславизма быстро утратила в белорусский ОБЩЕСТВО свою привлекательность.

Утратили популярность и планы интеграции «по-Советский». Уже мало кто верите в то, что проявлений дружеских чувства в отношении к России Достаточно для того, беги она подкармливала Беларусь. Все эти Изменения общественного настроения — суть движение живой Белорусской нации. Она ускоренными темпами воспроизводит прежний столетний путь. Сегодня народ осознает свою самобытность гораздо отчетливее, чем в 1991 году. Национализация "новой номенклатуры» тоже началась, Хотя и происходит в замедлении Темпо.

Выбор модели нации. Исторический Опыт показывает — надежнее всего рассчитывать на собственный Внутренний силы. Беларуский национальный проект на протяжении двух столетий остается малоуспешны в значительной мере именно потому, что в разабраць основе лежала ориентация на внешние силы. А они никогда не поддерживали Национальные стремления беларусов.

Но, исход из реально ситуации, нам надо ориентироваться не на культурную (этноязычную) модель нации, которая была эффективной в XIX веке, а на современной государственно-политическую (функциональную) модель.

Правда, не стоит забывать и то, что государственно-политическая модель тоже строится на основе языка, культуры, традиций титульной нации. Суть в том, что Национальные ценности в рамках государственно-политической модели неизбежно принимают представители всех этносов страны. Все, что имеется в Беларуси — белорусский. Все Граждане Беларуси являются беларусами. Этот факт позволяет всем жителей нашей страны чувствовать себя хозяевами на своей земле, воспринимать Беларусь во всей совокупности того, что в ней есть хорошего и плохого.

Уже все поняли, что в современной Минске живут В Москве, в Полоцк — полочане. А вот в Беларуси пока еще живут белорусы, русские, поляки, Евреи, украинцы и Прочие — все сами по себе. Они еще не научились считать себя беларусами русского, Польского, еврейского, украинского или иного происхождения.

Национальная элита и национальный проект. Национальная элита традиционно терпела поражение в борьба за распространение национальной идеи, так как Ее периодически уничтожали, что-либо переманивали к себе на службу соседние Государство. А национальный проект НЕ получил надежного финансирования. Поэтому деятельность Белорусской интеллигенции по Создание современной нации станет эффективной только тогда, когда на помощь интеллектуалы придут «новые белорусы».

Лишь с Возрождения и повсеместным утверждением Частная собственности носители национальной идеи избавятся от монополизма Государства и обретут независимый источник финансирования в лице национально банкиров, торговцев, фабрикантов, фермеров, «среднего класса». Только тогда перестанет работать Принцип: Какова власть — таковой и нацио.

Жители Беларуси останутся гражданами своего Государства при любой геополитической ориентации власть. Но Экономическая мощь вернет Им утраченный духовный суверенитет и национальное самосознание, а политическим Лидер — уверенность в своих силах. Нынешняя слабость национально политических парти — от нищеты.

Испытание будущим. В Независимой Беларуси существуют два вариант достижения цивилизованности — через свою Собственно культурно-историческая традицию и через российско-советский провинциализм. До 1995 преобладал первый вариант, Который разабраць противники объявляли «гибельным» для народа. После 1995 преобладает второй вариант, Который опять-таки рассматривается оппонентами как путь «в никуда». В том и другом Случай мы имеем дело с излишней драматизацией, присущей политике и журналистам.

Безусловно, самоутверждение современной Белорусской нации на основе отечественной культурно-историческая традиции — лучший вариант. Но и ОТрыв от Историческая традиции лишь усложняет процесс самоутверждения, но не прекращает его. В крайнем случай, национальное самоутверждение может происходит и на основе российского провинциализма. Разумеется, путь от такого провинциализма к Белорусский национально самосознанию является более долгим и менее продуктивным.

Наличие национально ориентированной политической оппозиции (пусть слабой идейно, организационно и политические), а также обострение — в условие мирового экономического кризис — вопросов экономической целесообразности ставят стороников российского провинциализма в крайне сложных положение. Между тем, тупиковая ситуация в развитии Экономики Беларуси неизбежна. Следовательно, неизбежен и «дрейф» властвующей элиты в направлении национальной культурно-историческая традиции. Иного Пути для нее просто не существует, если только не считать вариант полного вы ж от государственного суверенитета и добровольной передачи Власти руководство соседнего Государство.  

Короткая об Авторы

Захар Васильевич Шибеко (57 лет) — доктор исторических наук, профессор Беларуского Университет культуры и искусства (Минск), а также Европейского гуманитарного Университет (Вильна). Автор книг «Города Беларуси: 60-е годы XIX — начало ХХ веков» (1997), «Очерк истории Беларуси. 1795-2002 »(2003) и Других.

Захар Шибеко, Специально для альманаха «Деды»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: