Лидия Ермошина: «На президентских выборах будет не более четырех кандидатов»

На вопросы «Звезды» отвечает председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина

— Какие, по вашему мнению, наиболее оптимальные сроки проведения президентских выборов?

— Центризбирком не может говорить о оптимальных сроках, он может говорить только о сроках законных, тех, которые заложены в Конституции и Избирательному кодексу. В соответствии с ними президентские выборы должны проводиться не позднее чем за два месяца до истечения полномочий действующего Президента. Срок его полномочий начался 20 сентября 2001 года и должен закончиться 20 сентября 2006 года. Таким образом, выборы должны пройти не позднее 20 июля следующего года. Выборы проходят только в выходные дни. Последний возможный день президентских выборов — 16 июля 2006 года, наверняка тогда они и пройдут. Что касается моего зрения как профессионала, то я не считаю лета наилучшим периодом для проведения выборов из-за сезона отпусков и, таким образом, возможных проблем по реализации гражданами избирательного права. Это, в том числе, вызывает вопросы в администрации наших санаториев за пределами страны, где необходимо будет организовать голосование. Граждане, поедут в турпаездки в другие государства, смогут проголосовать в посольстве, если оно есть в этой стране. Тем не менее, выборы 1994 года, проходившие также в июле, показали, что явка избирателей была довольно высокая. Окончательные же сроки проведения выборов определит своим постановлением Палата представителей Национального собрания Беларуси.

— Какие особенности президентских выборов?

— Основная особенность президентских кампаний в том, что вся работа по подготовке и организации выборов проводится наверху — в Центризбиркоме, так как вся страна является одной избирательной округом. Центральная комиссия одновременно будет выполнять и роль окружных комиссий. Кроме того, президентская кампания является более эффектной для избирателей, так как во время парламентских выборов избиратель часто не знает претендентов своей округа к тому времени, как посетит избирательный участок. Во время же выборов Президента вся страна уже за месяц хорошо знает имена всех претендентов, что вызывает бурные обсуждения. Это всегда судьбоносное компания, и граждане достаточно остро ее воспринимают. После выборов 2001 года на следующее утро реакция многих граждан была такова, что результаты выборов можно было сравнить с Днем Победы. Это была настоящая народная радость. Разумеется, такой эйфории во время выборов другого плана не бывает. Сравнить президентскую кампанию можно разве что с республиканским референдумом.

— Известно, что на проведение президентских выборов должно быть выделено в два раза большая сумма, чем в прошлые выборы.

— Просто покупательная способность доллара уменьшилась в два раза, а заработки увеличились. Я могу сказать, что финансирование президентских выборов следующего года некорректно сравнивать даже с финансированием последних парламентских выборов, так как в прошлом году мы существенно занизили заработную плату тех, кто должен был работать на избирательную кампанию. Тогда ее расчет был проведен на основе зарплат, существовавшие накануне местных выборов 2003 года (по существу, зарплат 2002 года). В этом году мы рассчитываем расходы исходя из заработной платы, которая существовала на 1 мая этого года. Возможно, в следующем году этого будет мало, хотя мы и пытаемся ввести повышающие коэффициенты. Таким образом, если говорить о 35 млрд. рублей, которые заложены нами в сметы расходов, то 29 млрд. — это расходы только участковых избирательных комиссий (их в стране 6700). Кроме того, у нас есть 167 территориальных избирательных комиссий и 7 областных и Минская городская. В результате сумма расходов повышается до 34 млрд. рублей. На другие же расходы (кандидатов в Президенты, бюллетени и другую печатную продукцию) остается чуть более 1 млрд. рублей.

— Или возможен какие-то изменения в условиях проведения избирательной кампании, правах и обязанностях избирателей, кандидатов, наблюдателей?

— Нет, ничего меняться не будет. Избирательное законодательство не изменилось, и мы не можем увеличивать или уменьшать объем п рав или обязанностей. Единственное, создавая методические указания (уже осенью мы собираемся разослать их черновой вариант членам Центризбиркома и организаторам выборов на местах для обсуждения и предложений), мы конкретизируем некоторые практические нормы организации избирательного процесса, если во время прошлых выборов они вызывали вопросы.

— Запад заявляет о возможности финансирования оппозиционного кандидата. Как это может сказаться на самом претенденте?

— Сразу необходимо отметить, что такими заявлениями Запад нарушает законодательство Беларуси. Финансирование избирательной кампании из-за пределов запрещено не только в нашей стране, но и во всех государствах мира. Это указано напрямую как в Кодексе, так и в указе Президента, который запрещает любую техническую помощь из-за пределов как кандидатам, так и избирательным комиссиям. Ничего в открытую Запад дать не может. Если же он будет нарушать белорусские законы, то, при установлении подобных фактов, будут приниматься адекватные меры со стороны правоохранительных органов, в том числе и дипломатических работников, которые будут вмешиваться во внутренние дела Беларуси.

Каждый кандидат получит время на выступление по телевидению, по радио, а также право напечатать свою предвыборную программу в одной из центральных газет. Я уже не говорю о встрече с избирателями. Наши кандидаты часто об этом забывают, считают, что достаточно просто раздать листовки. В 2001 году мы столкнулись с тем, что на встрече с избирателями ездят не кандидаты в Президенты, а их доверенные лица. После этого и отношение избирателей соответствующее: если кандидат не уважает избирателя, то и избиратель не уважает такого кандидата в Президенты.

— Уже сегодня на Западе заявляют о непризнании президентских выборов, если в них примет участие Александр Лукашенко …

— Эта проблема Запада, а не Беларуси. Выборы должен признать народ Беларуси. Никто не вправе навязывать Президента, как и иную суверенную власть. Народ нашей страны на референдуме высказался за то, что одна и то же лицо может избираться более чем на два срока. Факты, указывающие на фальсификацыю результатов референдума, отсутствуют. Заявления Запада — простые домыслы, так как его не удовлетворили результаты.

— Прошедшие выборы в Беларуси также не были признаны рядом стран. Какие негативные последствия это имело?

— На мой взгляд, в экономическом и социальном плане наша страна стала жить лучше. Возникают определенные проблемы при решении международных вопросов. Возможно, было бы лучше, чтобы у нас были лучшие отношения с некоторыми странами, ибо то, что приходится преодолевать МИД и другим ведомствам, требует много дипломатических усилий, хотя с другими странами подобные вопросы решаются в дежурном порядке. Тем не менее, никто не имеет права навязывать Беларуси свое видение будущего. Только народ нашей страны может его определить.

— Исходя из прошлых выборов и сегодняшней политической ситуации, которой, по вашему мнению, будет количество кандидатов в президенты, или понадобится второй тур?

— Думаю, что второй тур вряд ли понадобится. Более того, опыт проведения избирательных кампаний показывает, что тем, кто выдвигается путем сбора подписей (а кандидат в президенты может выдвигаться только таким образом), все сложнее их собрать. Даже собрать тысячу подписей во время парламентских выборов, что ранее делалось играя за несколько вечеров, некоторые претенденты не могут. Поэтому собрать сто тысяч подписей под силу только очень влиятельным и известным политикам. Уже в 2001 году столько подписей смогли собрать только 4 претендента, хотя их было зарегистрировано двадцать третий Даже руководитель ПКБ, известный в обществе политик, не смог преодолеть этот барьер. Поэтому говорить, что кандидатов в президенты на следующих выборах будет много, не приходится. Думаю, что более чем четыре кандидата в президенты — это очень смелая фантазия. Вряд ли такое количество претендентов сможет собрать необходимые подписи.

— Месяц назад газеты писали о ваших проблемах с отдыхом за пределами Беларуси. Связаны они с решением Евросоюза ограничить перемещение отдельных белорусских чиновников.

— Я не обращалась за виза, так как и так знаю о решении Евросоюза. Зачем мне прынижацца. Если Евросоюз не поддерживает со мной отношения, то и я не буду их поддерживать с ним. Статья в «Народной воли» на эту тему — начало кампании по моему запугиванию. Меня в моем возрасте и положении запугать с

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: