Жизнь и погибель легенд: Балты

"Балты — народы индоевропейской происхождения, носители балтийских языков, которые в древности населяли большие просторы от польского Поморья через всю сегодняшнюю Беларусь до верховьев Волги, Днепра и Двины.
Болты — это тот этнический субстрат, на котором сформировались главные отличительные черты белорусов как этнокультурной общности, а балтизмов можно рассматривать как один из составляющих государственной идентичности. Формула "белорусы — славянофоны болты" — это местный миф о происхождении белорусов ".

Вячеслав Ракицкий: "От какого времени мы можем гласить о балтов как этническую общность? Когда и какие этнические общества стали именовать болтами? "

Алексей ДермантАлексей Дермант: "Наименования" болты "и" балтские языки »как научные определения были предложены германским языковедом Георгом Насельманам в 1845 году. Но это не значит, что самой этнической общности не было ранее. 1-ое письменное упоминание балтов выражается в произведении римского историка Тацита "О происхождении германцев", где они известны под именованием эстиев. В ранешном средневековье они также известны под наименованиями галинды, сосудов и иными. В русской историографии ранее они нередко назывались лета-литовцами либо просто литовцами ".
Ракицкий: "Какие есть подтверждения балтской присутствия на местности Беларуси?"
Дермант: "Сначала это данные гидронимии и топонимии. В научных работах, посвященных мовазанавчаму анализа заглавий рек и водоемов в верхнем Поднепровье, Понемонье и Подвинье было выяснено, что главным этническим компонентом тут, безусловно, были балты, начиная с самой отдаленной древности, доступной лингвистического контроля. Потом следует учесть антропологическая и генетические материалы, согласно которым выявляется наибольшее сходство белорусов к балтских народов (в особенности литовцев) либо до тех региональных групп примыкающих славяноязычных этносов, занимающие части прежнего балтского гидранимичнага ареала. Непременно стоит упомянуть и наличие балтизмов различного рода в белорусском языке ".
Ракицкий: "Уточните, пожалуйста, какие же следы болты оставили в белорусском языке?"

Балтский составляющая беларушчыны — как будто «нить», на которую нанизаны славянские «бусы»

Дермант: "Во-1-х, это лексические балтизмы, слова вроде рупиць, набух, деготь, зодчий, гравий, потомок, пузырь, кабан, окорок и т.д. По сути их намного больше, чем принято мыслить, в особенности в диалектах, но, к огорчению, до сего времени белорусский лексика балтского происхождения ожидает собственного проф исследователя. Во-2-х, это синтаксическая балтизмы, конструкции, вроде, ехать с лошадью, гласить на мама, идти за грибами, которые повторять надлежащие конструкции, известные исключительно в литовской либо латышской языках. В-3-х, стоит упомянуть, что и главные фонетические черты белорусского языка (деканьне, цеканьне, аканьня, яканья) также возможно образовались в итоге балтского воздействия. Вообщем балтизмы — это не взяты снаружи слова, не заимствования, а частички, что удержались в языке после «вымываньня» из-под ее балтской базы. Балтский составляющая беларушчыны — как будто «нить», на которую нанизаны славянские «бусы». Балтизмы также сформировывают особенность нашего языка ".
Ракицкий: "Каким же образом тогда происходило славянизация местных балтов? В итоге массовой славянской передвижения либо другим образом? "

извечными жителями, другими словами автохтонами нашего края, были балцкамовныя племена

Дермант: "На сей день есть суровые основания колебаться, была ли массовая славянской миграция. Как раз напротив, по имеющимся на сей день данным разных наук извечными жителями, другими словами автохтонами нашего края, были балцкамовныя племена. Кансэрватывнасьць антропологическая-генетического вид белорусов не позволяет принять теорию о массовой славянскую колонизации на местность будущей Беларуси. Похоже, что славянизация местного балтского населения имела частично языковой (отчасти культурный) нрав. Потому можно допустить, что особенности процесса формирования белорусского этнического общества соответствуют этнагенэтычнай ситуации, когда предполагаемые переселенцы с
оставляли меньшинство, которая через административно-религиозный (образование страны и принятие крещения по восточному ритуалу) причина вызвала конфигурации в языково-культурном ляндшафце местного населения ".
Ракицкий: "Уточним вашу идея. Современные белорусы хоть и есть Славяноязычные, но являются прямыми потомками балтских племен? "
Дермант: "Практически это так. Даже если не будем упоминать традиционных балтов, живших на местности Беларуси в древности (литву, яцьвяги, лятгалав, тараканов ", то даже наименования кривичей, дреговичей и радимичей имеют более правдоподобно конкретно балтское происхождении».
Ракицкий: "Но схожий подход к этногенез может значительно воздействовать на идентичность цивилизации. Как все это противоречит "славянскому мифу", который интенсивно пропагандируется сейчас в Беларуси? "

балтская фактура не очень укладывается в схемы тех, кто привык всегда находить только славянские истоки

Дермант: "Непременно, балтская фактура не очень укладывается в схемы тех, кто привык всегда находить только славянские истоки. Это касается не только лишь идеологов, да и ученых, потому что практически никогда у нас не поощрялись суровые балтыстычныя исследования, напротив, им всячески мешали. А то, что сторонники "славянского мифа" упрямо не желают уделять свое внимание на балтов, разумеется. Взять хотя бы недавнешние сообщения о исследование генофонда белорусов, растиражированные многими СМИ. Управляющий группы ученых, которая занималась исследованием, заявил в интервью, что "люди, засялiлi местность современной Беларуси, были iндаэврапейцамi, позже стали праславянамi, а позднее отличился белорусский этнос ". Вроде все верно, кроме праславян, потому что болты и были теми местными индаэврапейцами, генофонд которых и составил базу генофонда современных белорусов. Генетики подтвердили автахтоннасьць нашего этноса, но не захотели пойти далее и признать, что эти автохтоны не имеют к праславяне никакого дела. Тут стоит вспомнить слова 1-го из более выдающихся исследователей балто-славянских отношений Владимира Топорова: "Понятие "славянский", существовавший в классическом смысле, изменяет (а отсюда и растрачивать) свое значение и в свете ряда других достижений последних лет в области реконструкции этнолингвистического карты Восточной Европы … По другому говоря, для этой части Восточной Европы "славянский" элемент, как он понимался до этого, для определенной эры, когда Балтский элемент был безусловно животрепещущ, оказывается фикцией ".
Ракицкий: "Вообщем, а может быть ли это, чтоб славяноязычный этнос имел не только лишь балтское происхождение, да и балтскую идентичность?"
Дермант: "Примеры из истории, когда этническая идентичность не совпадает с языковой типологии — не единичные, так же как и случаи возрождения в иноязычным среде культурных традиций, которые казалось бы навечно пропали через ассимиляцию их носителей. Вспомним шотландцев, валлийцев, ирландцев, бретонцы, которые не стали германцами либо Романцев, утратив не совершенно свои кельтские говоры, либо французов, которые происходят от раманизаваных галлов и, даже получив свое заглавие от немногих германских завоевателей — франков, все равно обращаются сначала к своим галльский-кельтских корней. Также и раманскамовныя румыны вправду еще схожие "южным славянам", чем итальянцы либо испанцев с их языковой группы. Язык, безусловно, одна из важных оценок нашей идентичности, потому что она, пожалуй, последнее, что нам осталось еще живого и настоящего от дедов. В ее недрах мы можем узнавать потаенны собственного происхождения, говоря и думая ею, мы можем лучше осознать самих, но все таки одна только язык не может быть в белорусском случае определяющим признаком этноса ".
Ракицкий: "Тогда какие перспективы вероятной корректировки белорусского идентичности в балтскими направлении вы лицезрели бы?"

для белорусов балтизмов стал бы специфичной обличение и аутентичной кандидатурой от панславизма

Дермант: "Сначала, это поспособствовало бы не ангажированные исследованию тех заморочек, которые до сего времени остаются без внимания в почти всех областях науки: лингвистике, археологии, антропологии, этнографии. Это позволило бы посмотреть на свою историю другими очами, а именно на общей балтской
почве можно в конце концов испытать отыскать взаимопонимание с литовскими сотрудниками в деле осознания генезис и общей принадлежности наследства Величавого Княжества Литовского. Тут довольно упомянуть хотя бы факт долгого мирного сосуществования протцов белорусов и литовцев в границах этого страны, что свидетельствует о органический нрав ее образования. Также для белорусов балтизмов стал бы специфичной обличение и аутентичной кандидатурой от панславизма, который, кажется, совсем себя дискредитировал, но на который до сего времени хворают некие наши соседи ".
Ракицкий: "Как же быть с непринятия обилием белорусов балтской культуры, политического пути прибалтийских народов? Какой отрезок времени должен пройти, до того как белорусы с почтением отнесутся к собственному балтского происхождения? "
Дермант: "Тут нужно начинать с образования и обычного энтузиазма нашей балтской наследием, что, к огорчению, в нынешних критериях все еще нереально производить соответствующим образом. Также необходимо избавляться от славянофильских и русских взглядов на историю и собственное происхождение, ведь конкретно через эти навязанные снаружи схемы очень нередко нагнетается враждебность к нашим прибалтийских сукрэвичав. Но я уверен, что местный человек, которому рупяць свои корешки, глубоко интересуется исторической правдой и этнической культурой, который в конце концов ощущает дух собственной земле, непременно будет ценить и гордиться своими балтскими праотцами ».

Теги:

атлянтыда,
Ракицкий,
Дермант,
болты