Календарь

Ноябрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

В Доме литератора Иван Саверченко, Марина Наталич, Михась Тычина

ЛИТПРАЦЭС
Иван Саверченко: "письменности восточных славян началось в Полоцке"
В издательстве "Логос" вышел том "Старая белорусский литература (XII — XVII вв.). Вложил издание, написал к нему вступление и комменты, также перевел многие произведения для этой книжки доктор филологии, ведущий научный сотрудник Института литературы Государственной академии Беларуси Иван Саверченко. Его расспрашивала наша корреспондентка Валентина Аксак.
Валентина Аксак: "Эта книжка, кажется, — итог вашей научное работы нескольких даже не лет, а десятилетий. Так ли это? "
Иван Саверченко: "Вправду, старого белорусского литературой я начал заниматься в 1980 году. На то время мы практически ничего не знали о монументах нашего старого письменности. За эти 20 6 лет я увидел огромное количество шедевров государственного роскошной словесности. Это — жемчужины и художественные, и умственные, и философские. Я работаю совместно с моими сотрудниками, белорусскими мэдыявистами, и использую опыт коллег из других государств ".
Аксак: "Вы произнесли, что в собственной исследовательской работе опирались на опыт целых научных школ наших соседей, близких и далеких. А скажите, почему в Беларуси так обширно не интересовались собственной старой литературой? Или эти тексты были недосягаемы, либо по какой другой причине? "
Саверченко: "Когда я начинал этим заниматься в 80-е годы, эти тысячелетние заслуги нашего народа не числились существенными, это даже числилось щебнем. Но это не означает, что не было людей, которые не понимали этой ценности. Александр Фомич Коршунов, Виктор Иванович Дорошкевич, Николай Иванович Прашкович, Адам Осипович Мальдис — они понимали значимость этого, но не всегда могли воплотить свои научные взоры. И только вот вправду независящее правительство, демократические процессы, которые начались после 1986 года, дозволили сделать определенные центры для исследования, включить эти темы в образовательные программки, что отдало возможность выйти на более-менее приемлемый уровень осмысления нашей культурной, философской, литературного наследства ".
Аксак: "А, может быть, все дело в языке? Эти произведения написаны не тем языком, который мы сейчас называем белорусского литературного языка. Мне вспоминается, что один из исследователей старобелорусской литературы, а именно, «Жития Евфросинии Полоцкой", Алексей Мельников гласил, что это произведение написаны на старорусской языке … "
Саверченко: "Нашей языке, разговорном белорусском языке, тысячелетии. Это античные язык. Другое дело — литературный язык. Письменность у нас появилось в девятом веке, а 1-ые произведения — в десятом, после того, как славянскую азбуку сделали Кирилла и Мефодия. Скоро после чего в Полоцке, Турове появились 1-ые учителя, которые очень оперативно начали расширять литературный язык. Она была в большей степени староболгарском, церковнославянском, или, как мы сейчас ее называем, старославянского. Но сразу, как он появился на наших землях, началось сильное воздействие на ее разговорной государственного белорусского языка. И все письменные монументы тех пор, которые мы имеем, это воздействие изобразили. Шел очень долгий процесс этого воздействия — с десятого по четырнадцатый век. И в четырнадцатом веке уже доминировала в литературных текстах конкретно старобелороссийский язык. Был долгий период — несколько сотен лет — найсуръёзьнейшых обсуждений о ней. Мелеет Смотрицкий, Афанасия Филиппович, Лаврентий Зизаний, Франциск Скорина — они выступали за необходимость развития литературы на государственном языке. Другие гласили, что довольно латыни, иврита и греческого. Это была филологического дискуссия. И она была не только лишь в нашей стране, она была в Италии, Франции, Германии, Великобритании ".
Аксак: "Вопрос о жанре, в каких создавалась старая белорусский литература, эталоны которой включены в эту книжку. Есть ли в нашей старой литературе такие жанры, как интимная лирика? "
Саверченко: "Даже если вы возьмете« Молитвы »Кирилла Туровского, то отыщите ее у их. Как они современны, как не много что поменялось в осознании человека и его отношений с природой, его внутренних колебаний, его переживаний, его хлопот. Практически любая из "Молитвы" Кирилла Туровского — это не только лишь воззвания к Богу, это глубочайшие философские рассуждения, это оформление в слова самого интимного, что было у человека двенадцатого века. И такие нежные жанры, в каких отражены отно

SQL - 19 | 1,235 сек. | 7.24 МБ