Календарь

Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

Все как у людей: на «Листопад» — по красной дорожке

Общество
5 ноября в Минске стартует XVII международный фестиваль «Лiстапад-2010». Несмотря на длительную историю празднования, только в этом году впервые участники торжества, режиссеры, актеры, члены жюри, смогут почувствовать свою профессиональную избранничество: путь к входу во Дворец Республики организаторы засьцеляць красной ковровой дорожкой. Будет ли новация кульминацией всего фестиваля?

Церемония открытия «стападу» во Дворце Республики начнется с передачи власти: бессменный руководитель фестиваля, народный артист СССР Ростислав Янковский делегирует свои полномочия заслуженному артисту Беларуси и депутату Палаты представителей Геннадию Давыдько. Это господин Янковский подтвердил в интервью Радио Свобода:

«Буду еще сегодня председатель, завтра буду, но полномочия действительно сдаю. То есть, передаю свои позиции другому ведущему. Жаль или нет? Трудно сказать. Все же 16 лет я и Степанова, лучший директор, этим занимались. Но печаль моя светла, как говорят. Передаю дело хорошему юнцу, он 15 лет был ведущим этого фестиваля и хорошо его знает. Он сам режиссер, заслуженный артист, депутат Национального собрания. Но дело не в этом, он очень активный, интересный человек в этом отношении. Посмотрим, как все задастся. Ведь сейчас важно, какая у него будет дирекция, а это трудно предугадать. Он набрал новую дирекцию, от которой очень многое зависит. Деньги, допустим, есть, но их распределение — дело серьезное. Опять же, режиссура, другие вещи. Поэтому я готовлюсь, что представлю людям, зрителям нового председателя и пожелаю всего хорошего. Но я все равно остаюсь почетным председателем. НЕ свадебным генералом, так как почетный председатель также влияет на фестиваль и советом, и взглядом, и всем остальным ».

Государственная опека «Листопада» чувствуется во всем, о чем свидетельствует и перечень ответственных за его проведение: Совет министров, МИД, Министерство культуры, Мингорисполком, киностудия «Беларусьфильм», Национальная телерадиокомпания, парламентского собрания Союза России и Беларуси и т.д. Два специальные призы, учрежденные от имени Александра Лукашенко: «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве» и «За гуманизм и духовность в кино».

Участникам и гостям в первый же день покажут очередной военный блокбастер, белорусско-российскую «патриотическую драму» «Брестская крепость». Как считает известный кинорежиссер Вячеслав Никифоров, такая узкая специализация свидетельствует лишь на одно: после распада СССР Беларусь так и не смогла переориентироваться в кинематографической пространства, до сих пор не оправившись от дарованной судьбой самостоятельности:

Все как у людей: на «Листопад» — по красной дорожке.

«И вот эта тенденция, этот развал как начался, так он и продолжается до сих пор. Хотя тоже во всем этом есть очень много звышабъектывнага. То есть, объективность, весь этот распад и Советского Союза, и суверинизация — все привело к тому, что на долгие годы стала как бы не до культуры. В кино — буду сужать к известной мне сфере — это тоже сказалось самым катастрофическим образом. Впрочем, это касается практически всех стран бывшего Союза, которые оказались на распутье, потерпев колоссальную моральную поражение. Мало кто поднялся вообще. Даже большая Украина, и то там почти на ладан все дышит (хотя постепенно дело как-то все же возрождается). А куда меньшие образования, страны Прибалтики, Беларусь, — так по-прежнему тьма проблем. Но что касается Беларуси, то я убежден: все равно можно было бы очень многое сохранить ».

Даже на таких второстепенных фестивалях как «Листопад», где звышмайстэрства ни от кого не требуется, белорусские кинематографисты за 16 лет так ни разу и не отметились. «Серебро» в 2001 году получила лента «Поводырь» Александра Ефремова, а в 2003-м и 2006-м были две «бронзы» — за «Анастасию Слуцкую» Юрия Елхова и «Я помню» Сергея Сычева. На юбилейном XV фестивале специальным дипломом зрительского жюри была отмечена работа режиссера Ивана Павлова «На спине у черного кота». Но, как говорят критики, прежде всего за то, что там снялась внучка Лукашенко.

Кинорежиссер Валерий Рыбарев констатирует, что состояние современного белорусского кинематографа — критическое. Лучшие кадры ушли из национальной киностудии, не найдя понимания и востребованности, а продолжить мощные традиции белорусского киношколы администрация «Беларусьфилиму» по разным причинам не

SQL - 19 | 1,549 сек. | 7.39 МБ