Календарь

Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

Вместо Жыве Беларусь! будут кричать Масакра!

Общество Поскольку благодаря БРСМ мы теперь знаем, что белорусские выборы это не что иное, как «турыбары, парабары, мурыборы», то есть суета сует и томление духа, я напишу о вещи более важную и фундаментальную для человеческого существования. О кино. Правда, с этим важнейшим из искусств у нас до сих пор было не лучше, чем с выборами. Белорусского кино дорог фактически не существовало. А значит, мы были лишены, среди прочего, мощного средства социального самапазнаньня, осмысления себя в прошлом и настоящее, вынужденно питаясь образами, смыслами и историями, порожденный совершенно в иных контекстах. Я не говорю, будто «чужое» кино — это обязательно плохо. Плохо то, что бесспорно особый белорусский контекст не находил отражения в киноискусстве. Второй белорусский фильм режиссера Андрея Кудиненко — «Масакра» — дает основания надеяться, что это все-таки не навсегда.

Реакция блогеров на «Масакру» немного отличавшееся, в зависимости от языковых привязанностей: среди русскоязычных можно было заметить более унизительных и саркастических отзывов, тогда как белорусскоязычные, даже если «Масакра» не вызвала у них искреннего восторга, старались не адтаптацца очередной раз на здешнем кино , а дать фильму ободряющие оценки. Если усреднить, общую реакцию можно описать словами: «еще не шедевр, но уже не проклятый стыд». Или, как сформулировал это блогер antilushpak: «Мы наконец являемся счастливыми свидетелями того, как словосочетание« современное белорусское кино "понемногу начинает терять статус ругательного».

Когда на экране появилась надпись «Беларусьфильм» и кто-то в зале громко сказал своим товарищам свирепых: «Блин, почему вы меня не предупредили?", Я нервно втиснулся в кресло, решив, что сбылись мои худшие опасения — придется с болью наблюдать, как стремительно рассасывается недовольная публика, по ходу бросая колки реплики вообще про все белорусское. Опасения были напрасными — до самого конца сеанса кинозале оставалось заполнена на 83%. Никто не свист, не топал ногами и не требовал вернуть деньги. И хотя бурных и продолжительных аплодисментов в финале также не раздалось, настроение зрителей казалось скорее умеренно приподнято, чем разочарованным.

Перед тем, как дать слово блогерам, выскажу кое-какие собственные замечания. Прежде всего о жанре «бульба-хоррор», за который никто почему-то не вставил шпильку режиссеру. Совершенно нелепое определение. Ведь у меня, например, оно вызвало фантасмагорическое представление о гигантских калярадких жуков-мутантов, которые терроризируют обычный, тихий агрогородок. Однако никаких жуков-мутантов в фильме не оказалось. Анчутка-бульбяник, картофельный бог, который мстит крестьянам за нитраты и нитриты, в «Масакры» также не фигурирует. Поэтому единственное, что могло подтолкнуть автора обозначить жанр подобным образом — это трепещущее самапрынижэньне: мол, не судите строго провинциальное кино. Будто ему стыдно за свою работу.

В фильме не хватает воздуха, он немного душный, так как излишне уплотнены. Такое впечатление возникает через наличие нескольких сюжетных и жанровых линий, ни одна из которых не выглядит главной, а второстепенные персонажи не слишком отличаются от первостепенных, занимая на экране и в сознании зрителя примерно одинаковое место. Из-за того, что их довольно много, они образуют толчею и куламесу. Не следовало режиссеру «брать все, что есть в холодильнике», чтобы после впихивающий это в один сосуд, лучше все-таки определиться с тем, какую именно пищу он хочет приготовить: готично-романтическую историю любви оборотня и обычной женщины, социально-историческую драму о восстании Калиновского, моральную притчу о том, как «убить в себе медведя», то ли белорусский «Кустурицу». Удачно сочетать эти разнообразные ингредиенты, к сожалению, не удалось. Нет на вас цензоров, господа деятели искусства!

Что получилось на отлично, так это декорации, благодаря Артура Клинова. Многие не смогли оценить их должным образом, восприняв как «странноватые», но, на мой взгляд, именно они являются главной изюминкой «Масакры», бросая вызов стерильно-компьютерному Голливуда и российского кино, которое бежит за последним, задрав штаны. НЕ задрапаваныя и не приукрашенным фотошопом руины замка, соломенная въездная арка и скульптуры из соломы во дворе — настоящий натурпродукт, без красителей и консервант. Даже покруче декорации «Догвиля» Ларса фон Триера — начертанные мелом условные обозначения: «дом», «улица
», «собака» и т.д.

Не могу не отметить гениальную сцену, когда польская барышня — невеста графа-оборотня выбегает из-за барского стола на улицу, посмотреть, как колядуют крестьяне. Выскакивает и смущенно, к займаньня духу (в внезапной пронзительный тишине слышно ее испуганный видам), останавливается перед толпой в неуклюжих, аляповатые масках животных, который не менее смущенно, молча смотрит на нее темными глазницами, держа зажженные факелы в руках. В этом случайном столкновении двух параллельных миров отчетливо виден зародыш будущей драмы революции. Но — не сейчас. После оглушительной паузы вновь контрастно грянет музыка, все пусьцяцца в пляс, польская барышня вернется к своим с дюжиной масок животных и даст русскому генералу маску свиньи.

Кстати, сама тема графского пярэваратництва может быть прочитана в социальном ключе, к чему подталкивает убийства графом в медвежью облике своего конюха — единственное убийство, которое не является «дежурным», имея драматическое измерение: осиротевший маленький сын конюха с плачем бьет кулаками в грудь графа. Других убитых некому будет оплакать, да и у зрителя такого желания не возникает.

Заслуживает особого внимания еще одна, сильная с чисто эстетической точки зрения сцена — ухода в снежной дали сумасшедшей невесты и графа, который окончательно превратился в медведя:

В этом месте я останавливаюсь, оставляя вам возможность самим оценить фильм в целом (можно хоть сегодня, в кинотеатре «Беларусь», сеансы в 14:30, 16:40, 18:50, и 21:00). Скажу лишь, что лично мне приятно было его смотреть, хотя бы потому, что это про что-то близкое. Тем более, жанр мистического триллера очень органичен белорусскому контекста. Беларусь — страна на самом деле довольно мрачная, непрозрачная и скрытная. Тот самый тихий омут, в котором известно кто водится.

Наконец слово предоставляется блогерам. Волюнтаристским образом я не стану давать его критиканам и ачарняльникам, потому что не фиг:

«Фильм атмосферный — в нем прекрасно сочетаются белорусский фольклор, историческая привязка, очарования пярэваратництва. Фильм, несмотря на то, что в нем по большей части говорят по-русски (на белорусском и польском языках также говорят, правда, по-польски значительно меньше) — исключительно белорусский. И вообще у меня появилось ощущение, что у нас научились делать кино ». (ognevit)

«Что понравилось: атмосфера. Много атмосфера. Штуки три, не меньше. От такой перегрузки спасти может только стеб. Много стеба. И он в фильме был. Хорошо. Колоритный дворецкий, не менее колоритный парочка "Гришка — кухарка", полоумная гостя, вечно пьяная, вечно с бокалом — хорошо. Сцены страшной смерти — еще лучше. Никаких кишок по потолку, никаких зомби — ну, стены сдвинулись. Ну, цепи дернулась. Ну, шарик под ногу подкатился несвоевременно. Ну, люстра на голову рухнула. С кем не бывает? Хорошо … Как бы там ни было, "Масакра" — это фильм, который уже сделал новую страницу в истории белорусского кино. Он может быть хороший, может быть плохой, но он — первый триллер. Поэтому посмотреть стоит ». (fiona_mara)

"1)" Масакра "- это кино. В отличии от "даст фантасьциш" его можно смотреть. В отличие от большинства партызанфильмавскай скуки в нем можно смеяться не над авторами, а вместе с авторами;
2) "Масакра" — это не шедевральные кино. Но, наконец, это какой-то глоток свежего воздуха для белорусского кинематографа. НЕ фильм-штамп, а скорее фильм-игра-со-штампапи;
3) Артур Клинов — молодец. Ради него одного можно уже смотреть фильм. Соломенная комната-ловушка — очень впечатлил …
5) "Масакра" — это балаган, жуткая мешанина актеров, идей и образов. Эпически — она все время разваливается на куски. Ритмично — кошмарно невыдержанного. А глубина идей и связей осталась, наверное, в мусорки около монтажного стола;
6) При этом всем невозможно не полюбить "Масакру". Возможно, новые белорусские революционеры вместо значков "За свободу" будут носить медвежьи лапки, а вместо "Жыве Беларусь" будут кричать "Масакра!";
7) "Беларусьфильма" нужна не одна «Масакра», ему нужны сотни "Масакра", чтобы наконец уничтожить затхлый дух старости и пустоты из его огромных помещений. Скрестим пальцы в надежде на "иное новое белорусское кино" »
. (fuckallnames)

«Фильм понравился, несмотря на многочисленные недомолвки и общую туманнасьць сюжета. Порадовало особая манера снятия, которая действительно выбивае
тся из дасюлешняй отечественной кинатрадыцыи. Порадовал ненавязчивых юмор, который начинает искриться на контрастах белорусского и российского мироощущения соответствующих персонажей, и ты невольно понимаешь, что это не юмор, а сарказм. Но и его авторы фильма не навязывают зрителю, давая возможность выбора ».
(balachon)

«" Масакра "- это честная попытка создать большое зрительское кино на национальном материале. Его стоит смотреть в кинотеатре, критиковать и расхваливать. Белорусское игровое кино понемногу избавляется от синдрома обтекаемых пустышек. Новое действительно где-то рядом, продолжение следует ». (Виктор Поздняков, Ale.by)

«Тонкий стеб и троллинг с москалей в" Масакры "шикарный. Видно, что кино создавали белорусские националисты. Вряд ли в России оно будет популярным. Ведь непонятные реалии ». (andorac)

«Фильм понравился мне настолько сильно, что не хочется портить свое впечатление словами. Его эстетика укоренившееся в сознании целом стогом (ау, Артур Клинов), из которого совсем не хочется вытаскивать отдельные слова-соломину. Я бы на вашем месте лучше пошла и сама посмотрела »
. (arteco)

Приятного просмотра!

SQL - 20 | 0,677 сек. | 7.21 МБ