Календарь

Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

Правительству не удается сдержать импорт

Общество
По итогам девяти месяцев 2010 года отрицательное сальдо внешней торговли Республики Беларусь достигла 4 миллиардов 300 миллионов долларов. Основная причина дисбаланс — вынужденный импорт сырьевых товаров, без которых белорусский экономика попросту остановиться.

Заместитель председателя Национального статистического комитета Ирина Кангро говорит, что основной проблемой белорусского экономики остается зависимость от энергоносителей, которые Беларусь вынуждена импортировать. Между тем потребность в белорусских товарах за границей по-прежнему невысокая:

"Одной из наиболее серьезных проблем в области развития внешней торговли остается нарастание отрицательного сальдо. Основной источник формирования внешнеторгового дисбаланс — существенное превышение ввоза промежуточных товаров — а это прежде всего энергоносители, сырье, материалы и комплектующие — над их вывозом. Все это прежде всего обусловлено спросом отечественных производителей. В целом по группе промежуточных товаров величина отрицательного сальдо за 9 месяцев составила 6,4 миллиарда долларов. В том числе по энергетическим товарам — 3,7 миллиарда долларов ".

Экспорт белорусских товаров по ряду позиций существенно уменьшился. Так, за девять месяцев 2010 года нефтепродуктов поставлено за рубеж только 61% по сравнению с таким же периодом в прошлом году; азотных удобрений — 89%, сельхозтехники — 85%, черных металлов — 89,5%.

Очевидные изменения претерпел торговлю с Россией, который формирует основную долю торгового баланса Беларуси. Как уточняет Ирина Кангро, прежде всего это касается поставок нефти и нефтепродуктов, в торговле которыми Москва перешла с Минском на рыночные цены:

"Снижение физических объемов импорта из Российской Федерации связано с сокращением поставок нефти и нефтепродуктов. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года импорт нефти сократился с 16,2 миллиона тонн до 9,4 миллиона тонн, а импорт нефтепродуктов — с 2,7 миллиона тонн до 0,7 миллиона тонн. В то же время белорусскими производителями гораздо больше поставлено в Россию грузовых автомобилей — 3 700 вместо 1 100 за январь-сентябрь прошлого года. Молока и молочных продуктов — 419 тысяч тонн вместо 319 тысяч тонн. трактор — 12 800 вместо 10 400 ".

Активному продвижению белорусского продукцию за границу мешает ее достаточно высокая цена при не лучше качества. Например, как свидетельствует отчет Национального статистического комитета, средняя стоимость грузового автомобиля Минского автозавода превышает 125 тысяч долларов, что сравнимо с лучшими зарубежными аналогами. Стоимость седельного тягача приближается к 50 тысяч долларов, что также делает его неконкурентоспособным.

Бывший советник генерального директора МАЗа, руководитель Агентства деловых связей Валентин Лопан считает, что белорусский экономика держится на устаревших схемах, которые никак не способствуют присутствия продукции, произведенной в Беларуси, на внешних рынках. Не ведется изучение потенциального спроса, не анализируются потребности той или иной страны:

Валентин Лопан

«Сегодня надо думать даже не о том, что не смогли предвидеть вчера, а о том, каким образом обеспечить спрос на белорусский продукцию сегодня и завтра. Точно знать, что в мире будет востребовано через полгода, через год. Не бездумно клепать ради плана, а понимать, что и на каком рынке можно реально продвинуть, что предложить той или иной стране, какой там спрос — это все нужно анализировать, над этим надо наконец начать думать, заняться выработкой стратегии вперед. Держаться за прошлое — путь в никуда ".

Тем не менее правительство собирается к 2015 году ликвидировать отрицательное сальдо в торговле и выйти на положительные цифры. Правда, каким образом это будет осуществляться, не уточняется. Заместитель министра экономики Андрей Тур не так давно заявил, что один из путей — ограничить импорт потребительских товаров. Однако, как говорит представитель Национального статистического комитета Ирина Кангро, эта доля составляет всего 10% от общих показателей импорта, и ее сокращение практически не отразится на общей ситуации.

SQL - 20 | 1,312 сек. | 7.13 МБ