Календарь

Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

После представления

Общество Самыми важными фигурами, которые стоят в основе американской фотографии, считаются Эдвард Стэйкен (1879 — 1973) (или по рождению — Штайхэн) и Альфред Стыглиц (1864 — 1946).

В концепции творчества они довольно близки и на этапе пиктореализм, и потом — в реальной (современной) фотографии. Я бы отметил более сильный именно фотографический талант Стыглица и техническую совершенство, фотографическую шырокаабсяжнасьць и работоспособность Стэйкена.

Оценка уровня творчества Стэйкена, наверное, немного преувеличено в американском искусствоведении, но вполне обоснованные причины таких оценок.

Стэйкен являлся горячим пропагандистом фотографического искусства и организатором его общественного процесса развития и признания (музеи, галереи, выставки, статьи, фонды и т.д.). Кроме того, он был очень творчески плодовитым фотографом и отдал фотографии полвека жизни.

Интересно, что Стэйкен не отошел от влияния пиктореализм до конца своих дней. В первом периоде творчества его пиктарэальныя портретные композиции и пейзажи поражают изысканной адточанасьцю техники, вычурной рациональной композицией и полной эмоциональной холодностью, несмотря на салажавасьць и приторно демонстрацию красоты, граничащую уже с плохим вкусом.

Но рядом появляются фотографии, снятые непосредственно, где обнаруживаются живые мотивы, тонкое очарование и типично фотографический взгляд на мир. Стэйкен как художник шагал в ногу с развитием фотографии и везде сказал свое слово. Но, повторюсь, оторваться от концепции прыхарошваньня изображения ему было трудно, и она, как правило, проявлялась в нем постоянно.

Моя задача, однако, не рассказывать о творчестве Стэйкена, а продемонстрировать одну хорошую фотографию (плюс еще одну, если тема заслуживает). Хорошие фотографии в Стэйкена есть.

Фото 1

Предлагаю посмотреть фото, сделанное им в 1907 г., возможно, во время его путешествия в Европу (фото 1). На фотографии сняты »фэшэнэбэльныя" да? Мы. Фото в стиле Лярцига. Непосредственное динамичный кадр. Дома откуда-то вышли (мероприятие закончилось), и они собираются садиться в кабриолет. На них белые красивые платья со сборками и бечевки, белые туфельки, как у Золушки, на голове роскошные шляпы с цветами (не шляпу, а целая клюмба). Снимок фактически репортажный и называется "После гонок" (соревнований). Видимо, рядом находится гипадром. Возможно, там даже что-то произошло, вроде: и если Вронски упал с коня, "Анна громко ахнула" и т. д. (как говорят, стиль — это человек).

И все было бы хорошо, чтобы Стэйкен отпечатал это жанровое фото нормально (как это в то же время делал молодой Лярциг) и обнаружил бы его фотографическую привлекательность. Стэйкен же посчитал себя художником и решил, видимо, его улучшить. Но отошел от фотографической дакумэнтальнасьци, аддрукававшы съемок в технике брамойль. (Брамойль — это техника на грани живописи и фотографии. Эмульсия позитива разьмякчаецца, задубливаецца и достигается рельефная структура, по которой пишут кистью и масляными полиграфическими красками).

В принципе, правда, получилось не хуже, живую фотографическую основу еще можно увидеть, образ красивая и дышит временем. Фотограф-художник не жалел краски, чтобы приглушить второстепенное и выявить главное. Только, судя по всему, даже с позиции фотаэстэтыки того времени, думаешь, зачем был весь этот "труд"?

Тем не менее эта история, и фото в той манере все же красивое. Надо сказать, что Стэйкен мог работать не только в брамойли. Он обладал сложной фататэхникай гуммиарабик, которая еще ближе к живописи. В 1904 году он сфотографировал пруд при восходе луны и изготовил фотографию в технике гуммиарабик (кстати, в художественном смысле слабую). Гуммиарабик Стэйкена пролежал до 2006 года, пока его не купили на аукционе за 2 миллиона 900 тысяч долларов. Так ценится история не такой уж и далекой фотографии и имя фотографа, сформированное творчеством и (главным образом) целыми поколениями искусствоведов.

Фото 2

В Стэйкена очень много добротных, тщательно изготовленных портретов, пейзажи и даже видов городской застройки. Листая произведения известного фотографа, я наткнулся вот на это красивое фото (чуть нехарактерное для Стэйкена), наполненное тонким щемящей красотой (1908 г.). Назовем его "Цьвитучае дерево&quot
; (фото 2).

На берегу озера на фоне темного лесного склону снято цьвитучае дерева (вишня, сливы или мирабэльки), освещенный солнцем. Ветерок играет веснушек воды, по которой плывут опавшие лепестки. В восточной поэзии (и не только в восточной) на такой сюжет написаны тысячи стихов.

Эстетика цьвитучага дерева над водой свидетельствует о модернистских сдвигах в художественной сознания. Здесь является проникновение в тонкие пласты призрачные сети великолепия, состояния, который быстро изменяется и возвращается снова. В этих вечных переменах вечной красоты живет целая философия, положенная в основу восточной религии переменного мира (буддизм, дзен-буддизм и т.д.). Модернизм, а вместе с ним и европейское общество осознают это в категориях художественной эстетики.

(Эти фотографии Стэйкена находящиеся в свободном интернете.)

SQL - 27 | 2,236 сек. | 7.18 МБ