Календарь

Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

Лiстапад-2010: политико-идеологический привкус

Общество
5 ноября в Минске открывается 17-й кинофестиваль «Листопад». Несмотря на дождливую погоду, организаторы все же надеются придать торжеству европейский антураж — запустить участников и гостей на церемонию открытия во Дворце республики по красной ковровой дорожке. Между тем эксперты размышляют о том, только ли культурную миссию несет фестиваль накануне важного политического события — президентских выборов.

Фестиваль «Листопад» происходит на фоне ухудшения белорусско-российских отношений — и это сказалось на организации торжества. Впервые российский десант в Минске такой скромный, а в пику Кремлю приглашены грузинские звезды — Нани Брегвадзе и Вахтанг Кикабидзе. Последний, кстати, публично отказался от российского ордена Дружбы, заявив, что такие «друзья» ему не нужны. Кроме того, заявленная присутствие других знаковых персон — сербского режиссера и музыканта Эмира Кустурицы, итальянской актрисы Орнеллы Мути, народного артиста Украины Богдана Ступки. Профессиональное жюри возглавит выдающийся литовский режиссер Шарунас Бартас. Внешние изменения оценивает кинокритик Алла Бобкова:

«Скажу одну вещь, которая очевидна, но которую все же надо подчеркнуть. Этот фестиваль — не только культурная акция, но и политико-идеологическая.

Этот фестиваль — не только культурная акция, но и политико-идеологическая.

Во-первых, участие Кикабидзе и Брегвадзе — понятно, кому и зачем в пику это делается. Думаю и думаю, что так оно и есть, хотя это и недоказуемо. Во-вторых, всегда здесь хотели собрать много стран, чтобы показать, что мы не изолированы. И в этом году этот фактор, как вы понимаете, еще более весомый. Поэтому и пошли по пути "мобилизации": Кустурица собирался быть, наверное, на церемонии закрытия, Орнелла Мути должна приехать сейчас, Кикабидзе уже приехал ».

Сегодня в рамках открытия «стападу-2010» состоится символическая передача власти. После 16 лет во главе оргкомитета фестиваля народный артист СССР Ростислав Янковский уступить место Геннадию Давыдько — бывшему руководителю Купаловского театра, а ныне депутату Палаты представителей. Говорит, что уходит с поста «со светлым грустью», но переживает, что и на этот раз Беларусь на кинофоруме может остаться без главного приза. Патриотическая драма «Брестская крепость» будет показана вне конкурса, а в отечественный триллер «Масакра» он особо не верит:

«Брестская крепость» в конкурсе не участвует, она просто показывается. Что касается другого фильма, то что-то прогнозировать сложно, все будет решать жюри. Будет строгое жюри, правда, я даже не знаю того режиссера, но говорят, что это знаменитый литовский режиссер, работающий во Франции, вот как раз его пригласили. Будем смотреть, как он составе жюри. Объем работы очень большой, и я всегда с уважением отношусь к решениям и работы жюри. Посмотрим, так как многое зависит от уровня. Например, в прошлом году уровень картин был так высок, что даже председатель жюри сказал: знаете, это даже выше, чем на Московском фестивале. И если кто-то из наших режиссеров заявил: мол, Ростислав Иванович, ну где нам тянуться за фильмами, которые выиграли какую-то премию в Каннах или еще где-то, — то я ответил: а что вы хотите — снижать уровень до вашего уровня? Это смешно! Цягницеся, делайте, ставьте хорошие картины! Это искусство, как же иначе? "

И все же можно ли говорить, что статус минского кинофестиваля постепенно повышается, отходя от уровня местачковасьци к европейскости? Кинокритик Алла Бобкова говорит, что некоторые проявления цивилизованности действительно есть — прежде всего, что касается изменений в оценке киноработ:

«Самое главное, что было сделано в этом году, — упразднены главные призы от имени зрителей. Почему это правильно? Во всех странах существуют профессиональные жюри. У нас тоже на предыдущих торжествах было кинематографической профессиональное жюри, но оно не было главным. Главным считалось зрительское жюри. Что это означает в наших условиях? Почти каждый год по итогам зрительского голосования белорусский фильм — а это в основном были плохие фильмы — получал второй или третий приз … »

На "Кота" а 12-часов привели школьников и проинструктировали, как надо голосовать.

Корреспондент: «Наверное, как раз показателен пример с фильмом" На спине у черного кота ", где одну из главных ролей исполнила внучка Лукашенко …»

«Да.
На "Кота" а 12-часов привели школьников и проинструктировали, как надо голосовать. Они и проголосовали. Кроме того, 300 билетов раздали бесплатно студентам, и также они имели инструктаж — мол, нужно десятки или девятки ставить. А я потом посмотрела в интернете, где была вся шкала — от 10 до 1. Так вот, «10» поставила одна женщина, которая написала: ставлю десятку потому, что фильм не о войне. Все это объективно показывало, что все было, как говорится, под контролем и сделано "так, как надо". Поэтому правильно, что сейчас всем будет заниматься профессиональное жюри. И я думаю, что там уже не будет никаких приписок ».

Беларусь на «Ноябрь» будет представлять первый мистический триллер, который в этом году ушел с конвейера «Беларусьфильма». Режиссер «Масакры» Андрей Кудиненко долгое время был отлучен от съемочных мощностей национальной киностудии, но в условиях «либерализации» получил возможность «соединить» на «Беларусьфильме» европейского медведя-оборотня со древнебелорусской легендами. Будет ли претендовать лента на высокую оценку жюри — особенно с учетом невозможности зрительских «приписок»? Говорит Алла Бобкова:

«Да, я на стороне Андрея Кудиненко, Канановича и всех, кого вернули на" Беларусьфильм ". Это, безусловно, хороший факт. А что касается фильма "Масакра", то я вижу, что Кудиненко, Клинов — они смотрят на Беларусь не так, как наши "бигборды", плакаты — в козырьке дядя делает соломенные изделия. Они смотрят на Беларусь, на белорусский историю из глубины. Но проблема в том, что Кудиненко не хватает опыта. Он сделал хорошую, интересную ленту, однако там много сумбур. Не хватило средств, как я вижу, много другого. Но еще раз повторю: Андрей еще недостаточно опытный. Он хотел там очень много сказать о нашей истории, но нужен такой украшениями подход, чтобы все эти подтексты сделать понятными, органическими для драматургии фильма. Но если до сих пор к киностудии попросту не подпускали, то откуда этот опыт возьмется? "

Теги:

кино

SQL - 18 | 1,536 сек. | 7.39 МБ