Календарь

Июнь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июл »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архивы

Еще раз о Савицкого

Общества Не берусь оценивать художественную ценность творчества Михаила Савицкого — и не спорил бы с Сергеем Хоревский, который в Комментируя для Свободы применил термин "гениальный" — если бы Сергей, например, сказал "гениальный портретист» или «гениальный пэйзажыст". Хоревский — один из наиболее интересных, на мой взгляд, искусствоведов, и имеет право на такие, пусть и очень рискованные, оценки.

Но Сергей сказал — "гениальный человек", а такое определение, согласитесь, впитывает в себя совокупность всех качеств — и как творцы, и как общественного деятеля (таким деятелем Савицкий, безусловно, был и, что существенно — таким себя считал).

Он был глубоко заинтересован в политику

Когда-то один знакомый витебский художник за чашкой чая импульсивно пожалел о распаде Союза и выразил мнение, что "без Белорусского языка, может, было бы проще". В политике этот творец понимал еще меньше, чем в ядерной физике, газет не читал, его, собственно, мало что интересовало за пределами мастерской и семьи — и его мировоззренческих высказывания никак не отразились на отношении к нему.

Я слабо знал Савицкого лично, но несколько разговоров было, и он не делал впечатление "творцы в башне из слоновой кости». Безусловно, он был глубоко заинтересован в политику.

Помню, как в начале 80-ых наша преподавательница на журфаке, профессор Евфросинии Леонидовна Бондарева привела нас в мастерскую Савицкого. Помимо прочего (о "другое" — чуть ниже), Савицкий сказал, что вот недавно был пленум ЦК КПБ, ввели новую должность "отраслевого" секретаря ЦК (кажется, по строительству), и надо откладывать все другое и писать портрет Ленина. Ведь он же написал портреты Ленина для кабинетов каждого секретаря ЦК — и первого, и второго, и "отраслевых", это была просьба Машерова, Машерова уже нет, но долг остался. Бьюсь об заклад, что в то время 99 художников из 100 не ответили бы, в чем разница между "вторым" и "отраслевым" секретарем.

"Бесспорно и то, что он сделал большую связку полотен, габэленав, панно, посвященных Ленину. Но — надо обратить внимание — он никогда не был коммунистом и никогда не рвался сделать партийную карьеру, как многие друзья по цеху. И это тоже надо помнить ", — пишет Сергей Хоревский.

Нынешним 20-летним подобного объяснения может быть достаточно, чтобы воспринимать Савицкого ли не диссидентом.

Но — что имеется в виду под словами "партийная карьера"? Стать членом райкома, горкома, ЦК? А зачем? Если "беспартийный" народный художник СССР Савицкий приезжал в район, его встречал первый секретарь райкома — и почитание таланта здесь была не на последнем месте. Местное начальство прекрасно знало, что "беспартийный" Савицкий может легко зайти в самый главный "партийный" кабинет республики, куда, например, "партийный" ректор какого-либо вуза будет ждать очереди месяцами без гарантии вообще попасть.

На самом деле, наличие или отсутствие билета члена КПСС в творца такого уровня ничего не определяла. Главный режиссер театра на Таганке Юрий Любимов имел партийный билет — и ставил спектакли, которые партийные функционеры называли "антисоветскими". Скульптор Заир Азгур не имел партийного билета, но по количеству памятников коммунистическим вождям поставил, говорят, "всесоюзный" рекорд. Известно, что для системы были нужны "непартийные коммунисты" (особенно из сферы литературы и искусства), и такие "некоммунистами" часто были более преданными советской власти, чем члены партии. Савицкий — один из таких. Причем, он прекрасно понимал, как и в каких целях использует его авторитет коммунистическая власть.

Флаг имперские сил

В то визит в мастерскую мы также прослушали довольно продолжительную лекцию Савицкого о сионизм и про Шагала. Позже довелось прочитать много высказываний Савицкого, которые придали ему печальную славу антисемитов. Ну а слова Савицкого, что Шагал имеет лишь "несколько неудачном рисунков и Картины местечкового уровням" трудно объяснить даже "системном" антисемитизмом — тут, возможно, зависть к коллеге, чьи полотна лучшие музеи мира считают иметь за честь и куда сам Савицкий не попал.

Провозглашение независимости Беларуси в августе 1991 года Савицкий не воспринял и еще до прихода во власть Лукашенко стал знаменем для антибелорусских, имперские сил. Его интервью насыщенные призывами о необходимости воссоединения "триединого народа России,
Беларуси и Украины" и подобными наборами лексики, которая звучала на БТ и по "радыёкропцы" начиная с 1992 года. (Правда, в 1995 году Савицкий на короткое время отошел в тень своего сына, который выступил настоящим терминатором в пропагандистской кампании на "референдуме" против бело-красно-белого флага, герба "Погоня" и белорусского языка. Но, конечно, отец не отвечает за сына — как и сын за отца).

Произведение как политическая акция

"Можно вспоминать, с одной стороны, то, что последней работой, которую он выстроил, был портрет Сталина. Но если сейчас внимательно взглянуть на эту картинку, то никакой параднасьци вы там не заметите, никакой симпатии к этому персонажу не видно. И те, кто его сразу был готов критиковать за это полотно, не справедливы, так как скорее всего это карикатура на того Сталина, это обвинение художника за свое поломанное жизнь », — пишет Сергей Хоревский.

Опять же, сложно судить, считал Савицкий "поломанным" свою жизнь, имея завидный для советского художника комплект регалий (а при Лукашенко — еще и звание "Герой Беларуси"). Во всяком случае, о временах ленинско-сталинской империи он высказывался положительно. Но готов спорить (даже с искусствоведом), что параднасьць либо непараднасьць не являются критерием мастацкасьци (и даже критерием степени политической лояльности или, если хотите, подпевал). На многих полотнах Налбандяна Брежнев выглядел таким, каким его никогда не видели простые советские люди по телевидению или в газетах — неофициальным, без галстука, — но автор полотен имел совершенно определенный имидж "придворного" художника.

Впрочем, дело не в художественных средствах. Само предложение портрета Сталина на выставку, посвященную освобождению Беларуси от фашизма, воспринимается однозначно как политическая акция, как выражение мировоззрения. Так же более тридцати лет назад был воспринят его цикл "Цифры на сердце", где на одном из полотен был изображен около карателя-эсэсовца в качестве помощника человек со звездой Давида. Сейчас тогдашние упреки Савицкому за это полотно могут быть непонятны — разве не было евреев среди прислужников фашистов? Конечно, были. И почему Адамовича, который в "Каратель" показал белорусов, служивших немцам, мы не обвиняем в антыбеларускасьци? Следует помнить, что в 1970-е годы в Советском Союзе (и, соответственно, в БССР) официально не говорилось о трагедии Холокоста, о том, что евреев уничтожали только потому, что они евреи (я, во всяком случае, не помню такого ни из школы, ни из университета). И в такой ситуации замалчивания трагедии еврейского народа показать еврея прислужником фашизма — было абсолютно четким жестом, который многими был воспринят как антисемитизм.

… Конечно, потомки оценивают художника по его произведениям (если произведения эти выдерживают проверку Времени). Но это не запрещает современникам давать оценки и по гражданской позиции.

SQL - 20 | 0,465 сек. | 7.17 МБ