Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Василь Быков

Общество
Хорошая фотография — еженедельное эссе о избранные произведения белорусского и мирового фотоискусства.

В предыдущих своих рассуждениях я часто подчеркивал важный принцип в искусстве фотографии, который можно сформулировать так: все в одном. То есть отражение самых характерных и типичных признаков и значения явления в одном фото. Таким было фото Григория Бородулина, сделанное Сергеем Шапран, "Мать эмигрантов" Доротеи Лянж (не экспонировалась), "Лукашизм, либо темное царство" неизвестного автора, "Ночной Монмартр" Брасаи и др..


Из всех фотографий Василя Быкова есть одна, где в облике этого великого человека отразился весь его судьба, видно вся его болезнен, далеко спрятана душа, та душа, которая у людей проявляется не так уж часто, ведь каждый ее бережет.

Эта фотография была напечатана в газете "Народная воля" в день смерти Быкова. Видимо, те, кто ее помещали на полосу прощания, понимали то же, о чем я говорю.

Фото есть удачной выдруковкай со снимка меньшего масштаба. Автор не указан. Но газета стала словно соавтором этого произведения. Я перазьняв его из газеты и при минимальной технической поправке поместил тогда в "Белорусских ведомостях" и в некоторых книжках.

В процессе выдруку я понял, что ничего не надо править, даже слабые отпечатки газетных строк, что видно на светлых местах портрета. Такая фотография, которая есть, — это уже фото-графический произведение с использованием средств четкости полиграфии. Зерно, растар, графический контраст — то, что в другом месте выражается как технический недостаток, — здесь все работает на графическую образ и образ писателя (технические характеристики оцениваются как средства эстетической четкости). Изобразительно все смотрится красиво. Графический контраст усилил восприятие образа.

Обращаю внимание на глаза Быкова — живые, умные и трагически-скорбные. В этом взгляде я читаю его "Длинную дорогу домой", голодное детство под большевиками, войну от Москвы до Берлина, борьбу за творческое существование среди сброда и предательства. Это взгляд сильного, открытого человека, который много пережил, много понимает.

Писатель смотрит прямо в объектив. А это создает впечатление диалога: "он и мы", "он и я". Принцип портрета, когда человек смотрит в объектив, вызывает порой очень сильное эмоциональное впечатление. Конечно, не всегда, но бывают моменты, когда во взгляде сказывается концентрация духа и история души. Портрет Быкова как раз такой.

Графическая структура фото усиливает, обобщает и одновременно — отдаляет образ. Он смотрит на нас здесь и якобы оттуда, издалека, после долгой дороги, человек, который предвидел нишчэньне нации и темное время. Совесть и честь нашей большой белорусского литературы.

Гимн белорусский звучит.
Это мы его поем — Фронт.
Реквием по неволе.
Ода для будущем
Над могилой Быкова.

                       2003

SQL - 30 | 8,018 сек. | 7.19 МБ