Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Пустое место: октябрята, пионеры и БРСМ

Общество


Так выглядят символы БРПО и БРСМ.

Сразу признаюсь, что мне никогда в голову не приходила в разговорах с детьми проводить такие параллели. Но, наверное, связь между пионерским-комсомольскими символами и символом государства настолько очевидна, что очевидна даже ребенку.

В субботу, 25 сентября, в Футбольном манэжы Белорусский республиканский союз молодежи проводил масштабный форум «Сделай свой выбор». Это событие была посвящена девяностагодьдю белорусского комсомола и молодежного движения страны. Удивляла в этой акции количество разнообразных инициатив, что на первый, что на второй взгляд не имеют никакого отношения к идеологии официального детского и молодежного движения, но, вероятно, очень интересны детям и подросткам. Были там и соревнования ди-джеев, и экстремальные роллеры, и конкурсы прическу и визаж. А на огромном многометровые холсте граффитисты нарисовали произведение, тема которого, по формулировке организаторов, «полностью соответствовала молодежи и молодежным восхищение современного поколения».

Афиша молодежного форума «Сделай свой выбор», посвященного 90-летия белорусского комсомола

Афиша молодежного форума «Сделай свой выбор», посвященного 90-летия белорусского комсомола

 

У кого-то могло сложиться впечатление, что в этих организациях действительно есть люди, которые хорошо разбираются в том, чего хотят дети и молодежь, и что именно ей нужно. Также и я задалась вопросом, действительно не имеет выбора поколение, которое уже сызмальства призывают, а часто даже и заставляют вступать в официальные организации. Молодой педагог-организатор одной из элитных минских гимназий Ольга рассказывает о том, как дети принимают решение стать пионеры: «Двадцать пятого числа я проводила небольшую игру" Салют пиянэрыи », где рассказывала, что такое пионерские организация. После детям предлагалось игра типа «Кто хочет стать миллионером", только она называлась "Кто хочет стать пионерам". И после того, как мы провели игру, задали вопрос «Кто хочет вступить в пионерские организации?». И достаточно много деток подняли ручки ».

 

А вот как работает педагог-организатор Наталья в школе одного из агрогородков Гомельской области: «В конце года в полном составе дети вступают в октябрята, до пятой классы. Ну, а в пятой классе, уже по желанию, в пионеры, где-то процентов шестьдесят пять этого пионерские возраста у нас в пионерах. С БРСМ-ам, конечно, сложнее у нас, где-то двадцать процентов ».

Многих представителей независимого белорусского общества никак не убедишь в том, что кто-то может вступать в такие организации с собственной охоты. Говорит Александр Федута, бывший руководитель белорусского комсомола и политтехнолог:

 

Александр Федута

Федута: «Дети вступают в БРСМ прежде всего потому, что к ним идут учителя и говорят, что" это нужно, дураки вы, вступайте, иначе не поступите в высшее учебное заведение ". Идеология начинается позже, идеология начинается в тот момент, когда подросток становится взрослым, и когда он осознает, что это организация хороша не потому, что в ней работают хорошие люди, а именно потому, что она находится у власти, и так будет проще ».

 

Но дело, пожалуй, не только в принуждении. Занятия, которые предлагают молодежи официальные организации, ничем не отличаются от других. Вот что говорит Наталья, которая работает педагогом-организатором уже 10 лет:

«Да мы все это делаем в рамках пионерские организации, но можно было бы все это делать и не в рамках пионерские организации. Все равно ведь воспитательный процесс идет и какие мероприятия происходят. Когда мы вместе, когда мы общаемся, то они понимают, но как они вышли за дверь — все, они не видят разницы, пионеры они или нет, на улице все дети одинаковые ».

Те, кого государство назначило отвечать за воспитание будущих лояльных граждан белорусского государства, пытаются сделать свою с
труктуру привлекательной для молодежи любыми способами. Вот что ответил руководитель школы экстремальных роллеров Сергей на мой вопрос о том, почему они согласились участвовать в мероприятии БРСМ: «Я не совсем знаком с их принципами, но молодежная организация и молодежная, поэтому какие-то точки общие есть, а с идеологией них я не очень знакомый ».

А вот руководство объединения «Автаамэрыка» — клуб любителей американских автомобилей — поместила на своем сайте официальную информацию, где объясняет свое решение следующим образом:

«Участие в этом мероприятии, как вы можете догадаться, положительно скажется на проведении" Ретро-Минск-2011 ", ну, и откроет дороги для объединения" Автаамэрыка "в целом".

Александр Шурин

Вот что говорит Александр Шурин, председатель исполнительного комитета общественного объединения «Автаамэрыка»: Мы сотрудничаем с Белорусским республиканским союзом молодежи, и проводили с ними уже марафону-шестьдесят пятой Мы, в принципе, как бы за продвижение нашей молодежи в Республике Беларусь. У нас ретро-машины, вы же понимаете, а молодежь интересуется ретро-движением, и вот мы совместно. К политике мы вообще никакого отношения не имеем, а что в этом плохого? Я, вы знаете, если честно, у политики не лезу однозначно. Я в плане политики скажу только одно: что хотя мы ездим на старых американских машинах, но политика американских властей нам не нравится. И ни на водном пробега, где нам дают американские флаги, я никогда принципиально не вывешивать американский флаг, и во всех странах я езжу с великим белорусским флагом «

Причины системной поражения официальных организаций в деле создания позитивного образа организации и набора новых членов объясняет политолог Кирилл Коктыш:

 

Кирилл Коктыш

«Насколько я могу видеть, там не предлагается никакой идеи, кроме идеи потребления. Будь вместе с нами — и ты сможешь что-то потреблять больше круто, чем те, кто к нам не присоединился, те же американские машины. Это средства символического потребления, которые позволят себя считает более крутым, чем свою среду. Это идеология потребления, но это же не политическая идеология, так как политическая идеология — это то, что объединяет людей, продвигает надиндивидуальной ценности. А идеология потребления — она индивидуальна, ведь то, что потребляет один, не потребляет другой. И поэтому, конечно, БРСМ является не средством социализации, а средством дэсацыялизацыи, если он у него получается так, чтобы не возникали какие-то консолидированные формы, консолидированные кружки среди молодежи, а наоборот как-то культивировалось более или менее та же масса потребителей, образующая обычно потребительское общества ».

 

С точки зрения маркетинга главное мероприятие БРСМ оценивает эксперт по брендингу и маркетингу Игорь Корзун:

Корзун: «Все, что там есть, это просто попытка предложить бесплатную конфету группе людей. Так идеологию НЕ сформирует. Это идеология на пять минут, пока конфетка не рассосалась, и обертка НЕ покрывало и не выброшена. Там нет ни азарта, там нет ничего на данный момент. Просто нужно выполнить какую-то функцию, причем не самую привлекательную и интересную, и за которую платят не очень много денег.

Социальный контракт не возникает вокруг экстрима, социальный контракт не возникает просто так, на пустом месте, просто потому, что это модная вещь. Социальный контракт формируется совсем другими вещами — он формируется устойчивыми привычками, а эти вещи привычек не формируют. Это попытка откупиться — даже не подкупить, а откупиться. "Мы от вас адкупаемся, чтобы вы нас не критиковали"

Там нет ничего актуального, все позавчерашнего день. Никто не смотрит в завтра, не думает о том, почему все же молодежи интересен экстрим, почему же люди так сильно увлечены модой ».

Эти слова подтверждают и практики, например, педагог-организатор Наталья:

«Мы варимся в собственном соку — или они члены БРСМ, или они не члены БРСМ, все равно у нас все то же самое. Поэтому они не видят смысла. А уж как я прихожу взносы эти собирать, то они говорят: "Ну, зачем мы вообще вступали? Не видим никакой разницы! ". Хорошие дети заняты учебой, у них такая большая нагрузка, что им не хватает просто времени ».

< span class="imageCaption">Этот чек был вручен директору УП Киновидеопрокат для реконструкции кинотеатра «Комсомолец» на бээрсээмовские празднике. Средств членами БРСМ на республиканских субботниках.

Эксперты находят разные объяснения этой ситуации. С точки зрения палитаналитыка Коктыша, она имеет следующие причины:

Коктыш: «Это правильный путь, когда стоит цель предотвращения оранжевой революции. Примерно эти же технологии были использованы в России, когда строился движение нашистов, так как задача минимум была — предотвратить оранжевую революции, и на этом это движение изначально и строился. Но тут есть один нюанс: после начала кризиса — того глобального рэфарматаваньня глобальной экономики, который сейчас идет и происходит на наших глазах, идеология потребления — это, мне кажется, последнее, что может пригодиться тому, кто хочет занять какие-то дельные позиции в этой ситуации » .

Эксперт по маркетингу Игорь Корзун посвящен проблеме с другой стороны:

Корзун: «Данная ситуация, она с позиций" дайте — и мы вступим », но настоящая идеологическая ситуация -" мы вступим, чтобы отдать ". Когда я сам, мне даже отдать некому. Многие идеологические структуры были созданы, чтобы помочь людям существовать в формате обмена, обмен необходим. Невозможно только хотеть сделать доброе дело, надо иметь возможность их сделать. Так вот дайте людям эту возможность, а вы этого не делаете. Вы приходите и, как добрый волшебник на вертолете, говорите "придите к нам — и мы вам дадим".

Чтобы стимулировать своих "несознательных" в кавычках друзей, белорусские функционеры сих пор используют тяжелую артиллерию — пример ветеранов войны. Вот как это описывает первый секретарь Бобруйского городского комитета БРСМ Наталья вокрут:

Вокрут: "Любовь к своей родине — это в том числе и наши ветераны, которые, несмотря на то, что было холодно и голодно, они шли в бой. А наши дети, если мы им что-то предлагаем, говорят: "А что нам за это будет?" Мы объясняем, что там не говорили "Что нам за это будет?", Потому что ты можешь через пять минут даже не встать. А некоторые все равно спрашивают "Что нам за это будет?", Когда мы предлагаем принять участие в каком-то мероприятии. Даже так ".

А вот в России, по словам Кирилла Коктыша, уже нашли новые подходы к молодежи даже в самых идеологически несгибающимися структурах:

Коктыш: «Это довольно дельное предложение карьерной перспективы. Те же «нашистов», другие движения — они превратились в образовательные. Любое молодежное объединение два-три раза в год имеет какие-то образовательные лагеря, это особенно актуально для провинции. На неделю-две они получают лучшую профессуры, которая есть в России. Они получают знания, которые могут быть актуальны для их региона здесь и сейчас. Культивироваться в разных регионах могут разные вещи, тут ряд довольно широк. Та же перспектива, которая начиналась с теми же «нашистов» лет семь или восемь назад, когда месседж был очень прост: «будь лояльным — и ты что-то в этой жизни сможешь получить»; сегодня изменилась на другую: если ты обладаешь какими-то знаниями, если ты демонстрируешь какую-то профессиональную достоинство, если ты к тому же еще наладил какие-то сетевые отношения со своими друзьями и карыстаесься каким-то авторитетом, то ты имеешь полное право, чтобы твой регион, твоя власть обратила на тебя внимание, чтобы тебя поддерживали в твоих проектах, и даже взяли на ту же или другую должность ».

Похоже, что эти организации не такие страшные и опасные для молодого поколения, как нам может показаться. Созданные, чтобы потреблять бюджетные деньги и обеспечивать рабочие места лояльным чиновником, они имеют все перспективы исчезнут вместе со своими инициаторами. И не потому, что служат инструментом репрессий, а как раз потому, что обнаружились неспособный создать привлекательную и жизнеспособную идею и остались пустым местом.

На сайте НИСЭПИ размещена аналитическая информация, собранная на основании национального опроса, проведенного в июне 2010 года.

Распределение ответов на вопрос «О каких молодежные организации Вы знаете?»,%(Возможно более одного ответа)
Вариант ответа %
БРСМ 63.7
БРПО 12.9
БКМА 1.3
Молодой фронт 8.3
Молодежь БНФ 1.1
Молодая община 0.8
Джинс за свободу 0.6
Инициатива 0.5
Молодые демократы 0.3
Правый альянс 0.2
Другое 2.4
Не знаю никаких 10.2

                 
Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к деятельности перечисленных молодежных организаций в Беларуси?»,%
Молодежные организации Положительно Отрицательно Безразлично Не знаю такой НА
Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) 36.7 10.4 28.9 23.6 0.4
Белорусский республиканский пионерские организация (БРПО) 19.7 6.9 23.6 49.1 0.7
Белорусский комитет молодежных организаций (БКМА) 8.9 3.0 16.0 71.1 1.0
Молодой Фронт 6.0 3.7 16.5 72.2 1.6
Молодежный Христианско-социальный союз «Молодые Демократы» 5.0 2.1 13.3 78.6 1.0
Молодежь Белорусского Народного Фронта 4.5 3.6 13.9 76.8 1.2
Инициатива 4.1 2.1 14.3 78.5 1.0
Молодая Громада 4.0 2.2 15.2 77.6 1.0
Джинс за Свободу! 3.5 2.0 12.2 81.3 1.0
Правый альянс 2.6 2.0 12.4 82.0 1.0
 
Источники информации населения, которые положительно оценивают деятельность Молодого Фронта и БРСМ,%
Источники информации Все опрошенные МФ
(6.0)
БРСМ
(36.7)
Насколько информация, полученная из официальных источников, соответствует Вашему реальной жизни?
Полностью соответствует 16.8 7.7 15.9
Частично соответствует 36.7 37.4 47.1
Частично не соответствует 24.7 17.6 28.0
Совершенно не соответствует 21.5 37.4 8.2
Есть ли у вас достаточный доступ к информации о нынешней политической ситуации в Беларуси?
Так 47.9 47.8 51.4
НЕ 51.7 51.1 48.0
Доверяете ли Вы государственным СМИ:
Доверяю 34.5 25.0 46.3
Не доверяю 49.5 58.7 39.5
Доверяете ли Вы негосударственным СМИ:
Доверяю 30.3 55.4 33.5
Не доверяю 46.9 28.3 48.0
В последний год или находили Вы в почтовом ящике какие-то информационные материалы (независимые газеты, листовки и др.). Общественно-политического характера?
Так 21.3 39.1 19.7
НЕ 78.4 60.9 79.9
Недавно с территории Польши при поддержке Евросоюза на Беларусь начал трансляцию новый независимый телеканал «Белсат». Или вы видели его передачи?
Так 12.4 16.3 11.3
НЕ 87.3 83.7 88.5
За последний год приходилось ли Вам знакомиться (через СМИ, листовки, коммуникацию с другими людьми и проч.) С результатами независимых исследований общественного мнения в Беларуси?
Так 18.5 31.5 18.0
НЕ 80.9 67.4 81.1
Пользуетесь ли Вы Интернетом?
Так, ежедневно 16.9 17.2 13.6
Так, несколько раз в неделю 15.5 24.7 15.2
Так, не
сколько раз в месяц
12.2 14.0 14.9
Так, несколько раз в год 3.1 6.5 5.0
НЕ 52.3 37.7 51.3
Недавно принят указ президента про регулирование Интернета. Некоторые считают, что он дает возможность преследовать людей, которые распространяют в Интернете неугодную властям информацию, блокировать оппозиционные Интернет-ресурсы во время избирательных кампаний, и поэтому значительно ограничит свободу слова. По мнению других, наоборот, указ поможет развитию белорусского Интернета. Какое мнение кажется Вам близким к реальности?
Указ значительно ограничит свободу слова 42.7 60.9 37.4
Указ поможет развитию белорусского Интернета 21.4 23.9 28.8
ЗО / 35.9 15.2 33.8
Или обсуждаете Вы общественно-политические проблемы со своими друзьями, родными, коллегами?
Обсуждаю постоянно 16.8 25.0 17.9
Обсуждаю время от времени 49.4 52.2 55.9
Практически не обсуждаю 33.6 20.7 25.8

Некоторые выводы аналитиков НИСЭПИ, сделанные на основании сравнения результатов исследований последних 10 лет:

• Сегодня, спустя десятилетие, можно сказать, что «драку за молодежь» выиграет скорее власть, чем оппозиция, поскольку именно власть сделала серьезные выводы из бурных событий 90-х лет и стала активно осуществлять политику, направленную на то, чтобы окружающая действительность «адаптировала» молодежь к своим ценностям быстрее, чем молодежь «адаптировала» бы эту действительность к своим ценностям (именно поэтому «младшая» группа молодежи по многим параметрам оказывается намного более «адаптированной к существующему порядку вещей, чем старшие группы или даже 30 — и40-летние белорусы);

• Молодежь (во всяком случае, как большую часть) не следует рассматривать (по крайней мере, в ближайшей перспективе) как главный двигатель перемен в белорусском обществе;

• Альтернативные молодежные организации оказываются более «живучим», чем лояльные. Но расширения симпатий к ним в белорусском социуме тоже не произошло: «удерживать» достигнут в90-х годах уровень им приходится ценой больших усилий (точнее сказать, жертв).

Теги:

молодежь,
идеология

SQL - 16 | 0,968 сек. | 7.23 МБ