Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Открыть новое в древнем

Общество
Мы с другом поступили на истфак Полоцкого университета и мечтаем не только изучать уже известное, но и стать в чем-то первооткрывателями. Как Вы думаете, возможны ли сегодня откровения, касающиеся первых веков нашей истории?

Алесь и Ольгерд

Французский физик, математик и философ Блэза Паскаль, тот самый, который назвал человека «тростинка, которая мыслит", предполагал, что случайное открытие может сделать одно подготовленный ум. Добавлю от себя, что неслучайно — и подавно.

Таким образом, ребята, считайте, что первый шаг уже сделан.

Ну, а что касается открытий, то, с вашего позволения, сосредоточусь на прошлой моей, и, наверное, вашего родного Полоцка. Человек должен стремиться знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь. Вот я и стараюсь — хотя и сознаю свою наивность — знать все о полоцкую историю.

В последние годы каждый полевой сезон приносит более или менее значимые открытия археологов, что в полном смысле этого слова заглыбляюцца в давние века патриарха наших городов.

Относительно недавно Сергей Тарасов раскопал мастерскую древнего полоцкого ювелира, где нашел и тигля, и пинцеты, и гирьки, а среди прочего прычындальля, если не ошибаюсь, целых несколько сотен кусочков уже адштукаванага и "дикого" янтаря.

Кстати, в палачанак эпохи Рогнеды и Евфросинии янтарные бусы были очень популярны не только как украшение. Считалось, что они способствуют здоровью и прежде отлично помогают от бессонницы. Современные белоруски могут убедиться в этом, положив отделку себе под подушку. А мужчинам, которые, чтобы заснуть, вынуждены считать бессонными ночами слонов или овец, советую брать кусок янтаря необработанного. Сам пробовал. Хотя лучше, конечно, обнять обладательницу бисера. Также рекомендую.

Вернувшись к археологов, скажу, что уже не первый год с большим интересом слежу за работами Дениса Дука, исследователя Полоцке с новой генерации слуг Клиё. О его открытии можно будет вскоре прочитать целую книгу. Лично я жду от нее сильных аргументов для своего предложения официально сделать Полоцк на несколько веков старше.

Здесь получается такая интересная вещь. Полоцк впервые упоминается в летописях под 862 годом, Киев — под 860-м. В 1987-м наша первая столица без большого резонанса отметила свое 1125-летие, а Киев со всей Украиной громко праздновал … 1500-летие. У меня и сувенирные медаль с этой датой сохранился, который всегда напоминает, что и у нас основания для такого юбилея не меньшие: и археологические находки, и упоминания в исландском сагах …

Но не надо думать, что находки, иногда действительно сенсационные, прячутся от историков исключительно в земле.

Вот, к примеру, приезжает наша исследователь Марина Линьникава в Московский государственный архив древних актов. Листает в книгохранилище рукопись XVIII века и находит в нем ошибочно прыплецены туда лист с совсем другим содержанием. Казалось бы, пропускаю его и читай дальше. Да у Марины от волнения плывут перед глазами буквы. Уже в первой строке — имя великого князя Всеслава Чародея. Благодаря этой находке наши знания о знаменитейшей из полоцких правителей узбагачаюцца сразу на три сюжеты. Да какие! Просто садись и пиши художественное произведение.

Сначала неизвестный автор рассказывает, как князь увидел на месяцы удивительную проявление, которую не смогли разгадать ни христианские священники, ни пригретое Всеслава (что, как известно из летописи, родился "от волхвования") языческие волхвы-"волхвы". Тогда к князю привели заключенного в башне волшебника Мантия. Тот, естественно, стремится использовать ситуацию: "Поклянись освободить меня, и я успокою отчаяние твой". Всеслав Чародей клянется: "Души твоей не совершу дурного". Мантий объясняет, что князю угрожают враги, но их ждет позор и бегство. Доволен князь отправляет волшебника обратно в башню-тюрьму, а в ответ на ропот вполне логично отвечает: "Души твоей действительно не сделал плохого, одно телу зло совершил …" Короче, если чародеев сразу двое, второго лучше держать за решеткой.

Не очень согласуется с чьими-то идеалистически-романтическими представлениями о Всеслава Брячиславича и другая найдена Линьникавай история. Во время чумной заразы в Полоцке возникает смятение во главе с боярином водил. Тот берется возвращать старые обычаи, а именно "служение идолам да бесаваньне". Заговорщиков даже удалось взять главы государства в осаду в его резиденции. И
звиняюсь, в княжеском хором, который подожгли огненными стрелами. Однако Всеслав — на то и Чародей! — Не растерявшись, также обратился к старым богам и потушил огонь "волхвованием" (sic!). Двенадцати участникам неудавшегося переворота счастья на торгу головы, а их вождя водил князь вполне в духе того времени "приказал в кандалы железные сковать, и положить деревянное ярмо на шею, да присудил ему глаза рвать и факелами курить …"

Желаю вам, Алесь и Ольгерд, своих откровений. Может, сможете уточнить даты жизни Франциска Скорины, так надоело уже ставить рядом с ними знаками. Может, отыщете библиотеку Софийского собора, которой в 1579 году восхищался Рейнольд Гейдэнштайн, секретарь великого князя и короля Стефана Батуры. А вдруг уневмиручыце свои имена, найдя неоценимый Полоцкая летопись …

Ну, а на дорогу да будет вам стих:

Есть города придуманные Богом

есть города придуманные Богом
есть города придуманные дьяволом
а кто тебя придумал город мой?

кто во сне тебя таким каким никогда
ты не проснешься утром туманной
чтобы в Двине помыть заспанный лицо?

что снилось тебе в твоих кошмарах
и в сумерки янтарным бессонницы
и в светлых снах что обвивает сумм?

кто из свечой шел по гулких подземельях
пугая ужасные тени
владык сумасшедших и царей?

кто летопись твой украл кровью полит
кто растянула твою библиотеку
увез кто в чужбину животворный крест?

ты будущем звонил Софийском звоном
ты нашем сне себя Иерусалимом
да третий Рим назначил другая судьба

о как мне иногда прогнется воскреснуть
в тагасьвеце в который не верю
где мистика и тайны твои

со мной пусть навеки останутся
в путешествиях по чистке и раю
а лучше все же по аду: интереснее …

я не воскресну а вот ты — воскресни!

SQL - 20 | 1,076 сек. | 7.47 МБ