Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Куда ведет камэрцыялизацыя музеев?

Общество
Камэрцыялизацыя музейных объектов набирает обороты. Теперь зарегистрировать брак или организовать банкет можно даже в литературных музеях, городской ратуше или на территории усадебно-парковых комплексов. Хорошо это, или наоборот — ненужная свобода?

Нынешним августом в Доме-музее Адама Мицкевича в Новогрудке начатых традиция росписи молодоженов. В Несвиже организуют свадьбы в специальных костюмах в старинном стиле. В усадьбе Михала Клеофаса Огинского в Залесье едва не на половину лета застряла киносъемочную группа. Естественно, все эти удовлетворении — не жест благотворительности, а способ пополнить скромные музейным счета.

Не отстает от новых веяния и Государственный музей народной архитектуры и быта в Строчицах под Минском. Увезен со всей Беларуси образцы деревянного зодчества и поныне попадали в клипы белорусских певцов, но теперь почувствовать себя артистом в массовом спектакле здесь может каждый.

Выходные в Строчицах — это какофония самых разнообразных звуков. На небольшом пятаке земли сконцентрировались не только торговцы сувениров и "коробейники", но и многие участники самостоятельных мероприятий. На импровизированной сцене — плановый "Осенний фестиваль": нехитрые конкурсы с перабираньнем картофеля на скорость, ряженьем у пана Быковского и т.п. На этом фоне — важная свадебная процессия, которая ненадолго задержалась в церкви, а потом перадыслякавалася в главный пункт назначения, трактир. Организаторы уверяют, что расценки для такого мероприятия приемлемы:

"Если вы хотите сытно накормить своих гостей, чтобы они все остались довольны и под впечатлением, где-то 90 тысяч рублей на человека стоить будет. И если есть желание сделать брак в старообрядческом стиле, то такой выбор, естественно, однозначный. Все эти мероприятия проводят профессионалы , работники музея ".

Тем временем между "музэяфикаваными" домами и сарайчиками бушует отдельное жизнь. Некая российская студия снимает очередной фильм. Под аккомпанемент возгласов "камера, мотор!" по очереди выпускают бородатых мужиков с мешками на спине, баб с граблями да перепуганных коров, от повышенного внимания начинают терять всякую ориентацию на местности. Сколько стоит каждый съемочный день — администрация не уточняет, так как это уже прерогатива более высоких инстанций.

Тем, кто попал на этот праздник жизни случайно (с первоначальной целью побыть недалеко от города, но в тишине), все это резало и зрение, и ухо:

"Вообще, место здесь хорошее, очень красиво. Но намешана всего слишком. С одной стороны — осенний фестиваль, гармонь разрывается. С другой стороны россияне какое-то кино снимают, тут же празднуется свадьба с процессией гостей. Белорусское телевидение, которое снимает неизвестно что, — первое, второе или третье. И все это вместе: тетушки в национальных костюмах, гламурные девушки с маленькими собачками на фоне старых домов, церквей вызывает чувство какого-то абсурда … Самое класное — это старые качели, установленные на окраине. С огромным удовольствием пагушкалися на их с детьми ".

Кстати, чем дальше от центральной части, тем больший упадок. Некоторые "трофейная" сооружения разрушены наполовину, что вызывает логичный вопрос: стоило ли их снимать с насиженных мест, чтобы довести до такого состояния?

Бывалый сотрудник музея народной архитектуры и быта Антон Астапович говорит, что "камэрцыялизацыя" музейных учреждений — прихоть государства. Поэтому она и ответственна за все бэдлам, который происходит в этой сфере:

"Музейным учреждение, согласно всем методикам, согласно закону о музеях и музейным фонде Республики Беларусь — это в первую очередь" банк данных ". Где, во-первых, собраны предметы как носители информации о материальной культуре (ведь основа любых музеев — это фонды) . Во-вторых, экспозиции, потому что фонды должны быть доступны и выставлены на обозрение. И третье — научно-просветительская работа. Именно научно-просветительская популяризация, а не коммерческая. Коммерческая популяризация вызвана тем, что у нас идет дурацкое планирование, по- другому назвать не могу. Каждой учреждении культуры приходится план выполнения платных услуг, который ежегодно повышают в среднем на 15% в сопоставимых ценах. По итоге получается, что каждый год этот план повышается на добрых 30-35%. Это очен

SQL - 19 | 1,516 сек. | 7.38 МБ