Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Калоскай церкви хотят сделать пластическую операцию

Общество
Институт «Гродногражданпроект» предлагает заменить деревянную стену Калоскай церкви на стену из каменных материалов. Как считают независимые эксперты, перестройка гродненского храма на новый манер может поставить крест на планах включения Калоскай церкви в список мировой наследия ЮНЕСКО.

Свято-Борисоглебскую или Калоскую церковь в Гродно специалисты характеризуют не только как памятник зодчества ХИИ века, но и как единственный сохранившийся храм белорусского, а точнее — гродненской архитектурной школы, который не имеет аналогов во всей Восточной Европе.

Но в середине XIX века из-за аповзьня южная часть стены и нахлест, а также фрагмент западной стены храма обрушились в Неман. В 1897 году вместо каменных стен были поставлены деревянные.

Последние полтора десятка лет ведется дискуссия относительно методов реконструкции Коложи. Но длительные споры наконец вырисовываются в реалии: институт «Гродногражданпроект» предлагает заменить деревянную стену на стену из каменных материалов.

Предложение одобряет и начальник управления охраны и реставрации историко-культурного наследия Министерства культуры Игорь Чернявский:

Есть предложение инженеров учреждения "Гродногражданпроект" заложить газасыликатныя блоки в толщу стены.

«Есть предложение инженеров учреждения" Гродногражданпроект "заложить газасыликатныя блоки в толщу стены — в качестве забудовачнага материала для того, чтобы она была более легкая. Сейчас этот вопрос обсуждается: каким образом материал будет себя вести в толще стены, чтобы не было его разрушения через определенный период. То есть, чтобы не пришлось эту стену снова перекладывать ».

Однако специалисты убеждены, что поспешно реконструкция памятника зодчества ХИI века ни к чему хорошему не приведет. Общественное обсуждение предложенного плана перестройки Коложи только подтвердила предостережение специалистов, которые пришли к выводу: порыв государства может привести к катастрофическим результатам.

Говорит гродненский археолог, доктор исторических наук Алесь Кравцевич:

«Я не раз уже высказывался по этому поводу, в том числе на общественном обсуждении, что церковь надо оставить в покое, пока ей ничего не угрожает. И направить все усилия на то, чтобы стеречь состояние берега. Чтобы берег не обрушивался, не падмывався — вот это нужно постоянно контролировать. Отреставрировать церковь, восстановить ее Беларусь не в состоянии. Потому что здесь нет реставраторов. У любого специалиста спросите, что будет, если пустить белорусских строителей к Коложи. Это будет уничтожение памятника. Что, впрочем, у нас мы видим повсеместно. А памятники такого ранга в Беларуси очень немногие, точнее, их два только: Спасо-Преображенская церковь (Евфросинии Полоцкой) в Полоцке и Борисоглебская в Гродно. Нельзя пускать туда реставраторов так называемых. Потому что настоящих просто нет. Снимут крышу — начнет течь стена. Скажут: ага, стена заливается, не выдержит новых перекрытия, нужно снести. И вместо фрагментов стен, которые остались, можем получить ноль. А уж если куда лезть, то позвать специалистов французских и польских, чтобы они делали. И даже рабочих нанять ».

Корреспондент: «Какая при таком раскладе может быть перспектива включения Коложи в список мировой наследия ЮНЕСКО?"

«Так, сейчас рассматривается вопрос, чтобы принять Коложу в ЮНЕСКО. Но я уверен: после так называемой реконструкции ее просто вычеркнуть из списка наследия ЮНЕСКО ».

В общественных слушаниях участвовал и минский архитектор Вадим Глиньник. Интересуюсь: если большинство экспертов не одобряет предложенный властями проект «восстановления», то почему голос такой значительной части специалистов игнорируется? И что в такой ситуации можно сделать для «примирения» сторон?

Мы не имеем ни одного специалиста, который в состоянии выполнить консервации в отношении такого чрезвычайно ценного объекта.

«Не надо заниматься достройкой Калоскай церкви. Причина первая: никто не может дать гарантии, что оползень, который разрушил часть церкви в XIX веке, прекращены. Нужно еще сто раз проверить эффективность укрепления склона холма. Пока мы не будем на 100% уверены в том, что церкви ничто не угрожает — только после можно говорить о том, чтобы пускать на край холма строительную техн
ику, перегружать собственно фундаменты, которые висят в воздухе. Вторая проблема: утраченный образ церкви — очень дискуссионный и неоднозначно воспринимается в разных кругах. На сегодняшний день церковь — это руина, и за почти 800 лет своего бытнаваньня во времени приобретала различные обличье. Логичный вопрос: почему кладут в основу проекта достройки образ самого раннего стилистического пласта, хотя есть не менее важный и более поздний? Для меня это вопрос. Возвращение к определенному стилю не является задачей реставрации, как отмечены в доктрине Венецианской хартии. Поэтому прежде всего надо думать, как законсервировать то, что есть, а не как достроить то, чего нет и неизвестно, каким оно было. Я почти 30 лет занимаюсь реставрацией и сохранением культурного наследия и понимаю: мы не имеем ни одного специалиста, который в состоянии выполнить консервации в отношении такого чрезвычайно ценного объекта. Теперь церковь не разрушается, она воспитывается. Поэтому на некоторое время оставить ее в покое до лучших времен ».

Историк архитектуры Сергей Хоревский высказывает свое мнение относительно целесообразности «пластических операций» для Калоскай церкви:

«Если есть лишние деньги, то постройте рядом церковь — и мы решим все проблемы. А они собираются с газасыликатных блоков достроить так, как это себе мыслят. Нюанс в том, что как выглядела церковь — никому не известно. Исторические документы, которые до нас дошли, и рисунок Наполеона Орды показывают Коложу уже без подземельях, без купола. Иными словами, какой она была после того, как упал берег в Неман. Как выглядел ее фасад, были купола и в каком количестве — никто не знает и знать не может. Но они берут древний аутентичный объект и хотят сделать такой же маразм, как и в церкви Благовещения в Витебске. Где для реализации абсолютно фантазийной идеи пришлось "грохнуть" 2,5 метра аутентичных стен XI века. То же готовится для Коложи, что понимают и многие верующие. И поскольку Чернявский занял агрессивную позицию, то понятно, что в стране творится абсурд. Собрались на общественные слушания отличные специалисты в этой области: преподаватели политехнической академии, практики-архитекторы, которые делают архитектурные проекты, историки, археологи, общественность, прихожане. Сомневаются, против. Шапиро говорит, что не имеет уверенности, что это стоит делать. Нет! Министерство культуры хочет всадить огромные средства: мол, все же мы будем разрушать Коложу ».

Председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро ранее заявил, что вся ответственность за реконструкцию возлагается на специалистов в этой области.

Теги:

реставрация,
Коложа

SQL - 20 | 0,990 сек. | 7.43 МБ