Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Из учебников по истории Беларуси пропадают знаковые фигуры

Общество
Аспиранткой Национального института образования Татьяна Островская в рамках проекта Белорусского института стратегических исследований проанализировала учебники истории Беларуси для 5-11 классов, которые издавались, начиная с 1993 года и до 2010 года. За последние 17 лет из учебников по истории Беларуси постепенно исчезают знаковые фигуры. Деятелей ХХ века в учебниках почти нет. Почему так происходит, и почему за последние полтора десятилетия так часто переписывались учебники истории?

Научная работа аспиранткой Татьяны Островской называется «Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик". Отражение истории в школьных учебниках дасьледчыца разделила на три периода: так называемый антыкалянияльны (1993-95 годы), доминирование панславистской идеологии (1996-2001) и формирование национальной идеи (с апреля 2002-го года). Вот как объясняет выбор темы сама Татьяна Островская:

«Были проанализированы учебники, и меня интересовало, изменяется, во-первых, интерпретация. И если меняется, то каким образом, и что на нее влияет? Конечно же, я пришла к выводу, что да, меняется. Исторический материал очень зависит от того исторического и социально-политического контекста, в котором он писался ".

Что касается фигур древности, средневековья — Евфросинии Полоцкой, Всеслава Чародея, Франциска Скорины — они кажутся положительно, о них материал в учебниках достаточно полный. Причем, подаются, как выдающиеся личности, персоны. Что, к знаковых фигур более позднего времени, к примеру, XIX века, то здесь многое зависит от самой фигуры, говорит Татьяна Островская:

«Например, Кастусь Калиновский предстает в последних учебниках по истории такой не очень удобной фигурой. Национально-освободительная тематика не совсем совпадает с тем социально-политическим контекстом. Что до восстания Калиновского, пишется о том, что это восстание польское, причем, восстание польской шляхты. И вообще, белорусский народ предстает в учебниках почти полностью крестьянским. Восстание Костюшко или восстание Калиновского подаются исключительно как шляхетские восстания, исключительно польские. Но в то же время восстание Калиновского было еще и антироссийским. Об этом информации нет ».

Восстание Костюшко или восстание Калиновского подаются исключительно как шляхетские восстания, исключительно польские.

Причем, в начале 1990-х Константина Калиновского в учебниках называли «национальным героем, славным сынам Беларуси. А с 2002 года трактовка личности Калиновского меняется: он смелый, образованный, интеллигентный юноша, трагично и безрезультатно погиб.

Что касается ХХ века, то здесь вообще не было героев, так сказать, с большой буквы, говорит Татьяна Островская:

«Когда я делала такой результат, он касался в первую очередь фигур ХХ века. Я хотела сказать в своей работе о важности героев для истории и для нации в целом. Потому что герои выполняют роль консолидирующей для нации, выступают примером. Если мы рассматриваем историю ХХ века, новейшую историю, мы не видим ни одной значимой фигуры. Например, тот же Машеров, который довольно значительной персоной был для истории советской Беларуси — о нем один абзац в учебнике. Не говоря уже о других … »

Студентам-первокурсникам Антон, который летом сдавал централизованное тестирование по истории Беларуси, говорит:

"Вообще, когда я готовился к ЦТ, не очень много я в книгах нашел про настоящих героев Беларуси, таких как Калиновский, Машеров».

В учебниках очень мало информации и о восстановлении белорусского государственности, создание Белорусском Народной Республики, говорит Татьяна Островская:

«Ну, например, про того же Ластовского только одно предложение. Или о братьях Луцкевичей — очень мало информации ».

Отсутствие в учебниках знаковых фигур истории Беларуси историк Евгений Онищенко, в недавнем прошлом сотрудник Института истории Академии наук, объясняет таким образом:

Такая нигилистического практика до определенных лиц ведется еще с советского времени.

«Такая нигилистического практика до определенных лиц ведется еще с советского времени. Господствовала советская марксистско-ленинская методология, которая отрицательно относилась не столько к конкретной личности, она "размывало" лица эти в классах, в массах — писали о деятельности, закономерности общие, а людей, лиц н

SQL - 18 | 0,973 сек. | 7.25 МБ