Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Государство провозглашает полную школьную мобилизацию

Общество
Усилиями общественных организаций и заинтересованных родителей в минском Международном образовательном центре сегодня, 13 октября, был организован «круглый стол» по вопросам домашнего образования. Поводом для этого стало то, что депутаты Палаты представителей имеются на осенней сессии одобрить окончательный вариант нового Кодекса об образовании, который существенно сужает возможности самостоятельного обучения. А это, считают оппоненты такого решения, неоправданная попытка государства полностью монополизировать образовательную отрасль.

Основания для того, чтобы не отдавать ребенка в начальную или среднюю школу, разные. Прежде всего, несоответствие религиозных убеждений с государственными методами преподавания. Не способствует взаимности чрезвычайная заидэалягизаванасьць процесса. Наконец, все больше белорусов возмущаются тем, что в своей стране невозможно получить образование на родном языке, поэтому оставляют такое право себе. Действующий закон «Об образовании» позволял самообразование или обучение по индивидуальному плану, согласованному со школой. Но, как говорит один из инициаторов сегодняшнего обсуждения Алексей Шеин, с принятием упомянутого кодекса такой вариант может исчезнуть:

Алексей Шеин

«В Палате представителей лежит Кодекс об образовании. До сих пор кодекса у нас не было, все руководствовались законом «Об образовании». Кодекс уже принят в первом чтении минувшей осенью и должен быть одобрен в окончательном виде во втором и третьем чтениях. Но, если мы взглянем на те позиции, которые касаются домашнего обучения, увидим: возможности такого обучения очень серьезно сужены. По нашей информации, это сознательная позиция разработчиков, то есть, изменения попали туда не из-за ошибок, а через сознательное решение. Организаторы сегодняшней торжества приглашали и чиновников, дозвонились до господина Здановича, который есть главой комиссии по образованию и научно-техническому прогрессу Палаты представителей, и он сказал открытым текстом: так, изменения в кодексе продуманы. А на вопрос "зачем?" Сказал, что все, мол, должны учиться в школе ».

Если руководствоваться нормами кодекса, формальным основанием для исключения может быть только состояние здоровья, несовместим с образовательным процессом, и уникальные данные ребенка, которому в школе попросту нечего делать. И, если в первом случае ситуация отчасти понятна, то кто будет определять уровень гениальности? Районные отделы образования? Протестантский пастор Антоний Бокун убежден: главная причина свертывания самостоятельной образования — контроль над детьми буквально с колыбели:

Антоний Бокун

«Стремление государства ограничить права родителей в этом вопросе, думаю, связано с той советской коммунистическим прошлым, которая учила: именно общество ответственно за детей. Как идеал коммунизма. К сожалению, я сам это время застал, когда мы канспэктавали коммунистический манифест, где было записано: семьи как таковой не будет, а детей будет воспитывать общество. Мол, все дети будут общими и будут воспитываться сообща. Наше государство таким способом пытается эту идею реализовать, когда называет себя обществом и заявляет, что все дети обязаны учиться в государственной школе и только по государственным программам. А всякое отклонение от генеральной линии вызывает неприкрытое недовольство. Считаю, что такая установка в корне и принципиально неверна, ведь прежде всего ответственны за обучение родители. А стремление серьезно ограничить эти права вызывает серьезную обеспокоенность. Это забирает у родителей им Богом данные права. Не значит, что они должны ими пользоваться, но они должны быть ».

В резолюции по итогам «круглого стола», адресованной Министерству образования, парламентариям и президентской администрации, отмечается: самостоятельная форма обучения становится все более популярной в самых развитых государствах. Она позволяет детям учиться и развиваться гармонично, исходя из личных свойств, талантов и способностей. Родители могут образовывать детей дома по индивидуальному учебному плану. А в Беларуси, уточняет директор Белорусского гуманитарного лицея Владимир Колос, такая форма остается чуть ли не единственным выходом для родителей и детей, которые хотят учиться именно по-белорусск
и:

Владимир Колос

«Понятно, что не только по религиозным убеждениям не устраивает многих сегодняшняя школа. Мы знаем, что получить качественное образование на белорусском языке в Беларуси сейчас невозможно. Мы знаем, что дисциплины гуманитарного цикла излагаются по традиции, сложившейся еще в сталинские времена. И мы знаем, для чего все это делается. Что, безусловно, является нарушением многих норм, как международных, так и просто морально-человеческих. Поэтому я поддерживаю резолюцию и посоветовал бы усилить ее ссылкой на международные юридические нормы, а также выразить наше отношение к той атмосфере, в которой принимался Кодекс об образовании. К той закрытости, изолированности от заинтересованной стороны, от родителей и общественных организаций. Ведь в документе все регламентируется и прописывается не в пользу тех, кто хочет получать образование самостоятельно ».

Евгений Малиновский, отец семи детей, доцент Барановичского государственного университета, опираясь на свой богатый воспитательный опыт, убежден: родители и дети имеют право на полноценную домашнее образование. А государство навязывать волю в этом вопросе просто не должно:

Евгений Малиновский

«Личный мой опыт в этом деле действительно очень богат, потому что первый мой сын 3,5 года как раз учился по индивидуальной программе, несмотря на все замечания. И только, когда в конце концов начали угрожать из комиссии по делам несовершеннолетних, мы отдали его в 3 класс. Но у всех моих детей, в том числе в двух сыновей, которые учились и учатся в коласовском лицее, были и есть определенные проблемы с экзаменами как за базовую, так и за среднюю школу. Что в этой ситуации делать? С одной стороны, если есть закон, а с другой, если смелых чиновников остается все меньше и меньше, остается прежде всего полагаться на человеческий фактор, на понимание и ответственность тех, кто принимает такие решения. То есть, просто нужно осознать и меру ответственности, и меру общения в условиях этого мира, этих реалий ».

Никто из приглашенных представителей государственных ведомств своим вниманием «круглый стол» не порадовал. В Министерстве образования сказали, что нет никакого повода для публичного обсуждения кодекса. Представители общественности, в свою очередь, констатируют: в очередной раз получается, что документ, который непосредственно касается большей части населения Беларуси, обсуждается за закрытыми дверями.

Теги:

образование

SQL - 27 | 2,735 сек. | 7.2 МБ