Календарь

Май 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июн »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Архивы

Деды в регионах

Общество

Гродненщина

В Лиде освятили крест и камень на месте расстрела ксендза Адама Фальковского

В Лиде в городском парке был освящен крест и камень на месте расстрела ксендза Адама Фальковского. В 1863 году он зачитал манифест Кастуся Калиновского и за это был расстрелян.

В 1940 году советские власти снесли крест и разрушили могилу ксендза Адама Фальковского.

С 1996 года Лидская городская рада БНФ «Возрождение» обращалась к городским властям с просьбой дать разрешение на восстановление креста на могиле священника Адама Фальковского, но всегда отказывали.

И вот в первой половине дня "Свобода" получила сообщение с места события от Сергея Островцева:

"Активистам Общества белорусского языка, а также Обществу польской культуры Лидчины удалось добиться от местной власти, чтобы чиновники разрешили почтить память священника на месте его расстрела. Накануне был установлен камень, на котором сделана надпись по-белорусски и по-польски. И вот только что этот памятник освятил настоятель Лидского Фарного костела Владимир Гуляй. Жители Лиды, которых здесь собралось более 30 человек, прочитали молитву. После этого к собравшимся обратились глава Общества польской культуры Александр Колышки, и представитель ТБМ Станислав Судник ".

МОГИЛЕВ

Григорий Костусев посетил после Куропат Крест памяти в Могилеве

В Могилеве упоминали жертв большевистского террора и советского тоталитаризма возле креста памяти, что на проспекте Димитрова. На место массовых расстрелов людей пришли два десятка активистов местных неправительственных и политических организаций.

Общественное почтение безвинно убитых людей традиционно началось с возложения цветов и венков к кресту. Были зажжены й свечи памяти. Здесь же состоялся непродолжительный митинг. В нем участвовал выдвиженец от Партии БНФ на кандидата в президенты Григорий Костусев:

"Ежегодно я участвую здесь в памятных мероприятиях. Это место такое же знаковое, как и Куропаты. Потому и поспешили из Минска, после участия в шествии в Куропаты. Мы чтим память жертв сталинского режима. Мы должны помнить о них мужество и защищать их дела и мечты ".

Сколько было убито людей в гайку, где сейчас карьер, неизвестно. Результаты специальной комиссии, которая исследовала происхождение обнаруженных в середине 80-х годов прошлого века людских останков, засекречены. Родственники убитых утверждают, что массовые расстрелы людей здесь происходили от 1936 до 1938 лет. Убивать же в безымянном гайку большевики начали еще в 1918 году. Первой их жертвой стал католический священник Евгений Святополк-Мирский.

Могилевские власти не против установления памятного знака на месте массовых расстрелов людей, но без религиозных признаков, то есть без креста.

Крест памяти жертв большевистского террора и советского тоталитаризма в Могилеве

Григорий Костусев у креста памяти в Могилеве

Брестчина

В Пинске на кладбище "будили" тех, кто погиб от взрыва на ЗАО "Пинскдрев"

В Пинске сегодня на кладбище "Пасяничы", где похоронены уже девять жертв взрыва на "Пинскдреве", собрались родные, близкие усопших и неравнодушные люди. На кладбище люди "будили" четырех погибших, которых похоронили вчера.

В Барановичах активисты демократических партий и движений провели традиционную акцию чествования памяти жертв репрессий. Акция проводится ежегодно с 1992 года. Демократическая общественность еще в начале 1990-х установила в центре города крест в память жертв. Но власти перенесли крест из центра города на окраину — на перекрестке Пирогова и Смоленской.

Председатель ТБМ имени Ф. Скорины Виктор Сырица говорит, что во время акции прохожим раздавали информацию о жертвах сталинских репрессий:

"Около креста были зажжены свечи. Собравшиеся, спели" Магутны Божа ". Прохожим из рук участников шествия информационные буклеты о сталинских временах и репрессиях".

В Ивацевичской греко-католического прихода Матери Божьей Жировичской прошла литургия, верующие молились за репрессированных. В молитвах верующие вспомнили Романа Скирмунта, доска в
честь которого находится на здании церкви. После литургии прихожане направились на Целяханшчыну — на малую родину греко-католического священника Болеслава Пачопки. Усилиями прихожан в Телеханах была найдена могила священника. Нашлись и его потомки, которые сейчас живут в Польше.

На кладбище в Пинске

На кладбище в Пинске

Гомельщина

На осенние Дзяды — в храм

На Гомельщине осенние Дзяды отмечают в разных местах по-разному. Например, в деревне Симаничы Лельчицкого района обычно приглашают на кладбище священника.

Что происходит дальше, рассказывает деревенская женщина с Симанич, госпожа Екатерина:

"У нас в деревне ходит священник на кладбище, Богу молится и поминают умерших. Люди собираются. Цветки несем, лимонад — вино не несем. Редко несущих вино. Ну, а что от того вина? Чтобы напились и лежали у крестов?"

Ближе к Гомелю, в Речицком районе, на Дзяды местные жители идут не столько на кладбище, чтобы убрать их, сколько в церковь.

Рассказывает Валентина, жительница Горошкова — деревни, где родился известный белорусский поэт Анатоль Сыс:

"Идут в церковь, берут хлеб, сахар, конфеты — угощения такие. Несут это все в церковь. Там кладут на столик и бумажку пишут за упокой умерших. Священник служит сначала общий молебен, а потом уже в конце, когда служба заканчивается, читает имена каждому в отдельности. Каждого, кто в записке указан ".

В Горошкове своей церкви нет, поэтому люди идут либо едут в Заспе, Бронной или даже в Речицу.

После торжественной службы возвращаются домой и обедают:

"Приходят из церкви обычно, и уже близки садятся и обедают. Обычно на столе нужно, чтобы были борщ и каша. Свечу зажгут, встанут," Отче наш "почитают и начинают обед.

На ночь на столе оставляют воду — кто что в блюдечке — и кусочек хлеба. Это для дедов — для тех, кого поминали ".

Примерно такого же ритуала держатся на Дзяды и сельчане соседней Заспе.

Рассказывает госпожа Лида, которая родом из Добрушского района, но постоянно живет в застать:

"На Дзяды у нас на кладбище не ходят, ходят на Радуницу. А Деды отмечают дома. Блюда такие — и рыба, и колбаса, и все такое. Посидели, помянули предков своих — царство им небесное. И все. А на могилки мы не ходим на Дзяды ".

На фото: кладбище в деревнях Заспа й Горошков Речицкого района.

Кладбище в деревне Заспа Речицкого района

Кладбище в деревне Горошков Речицкого района

SQL - 19 | 0,600 сек. | 7.15 МБ