Календарь

Апрель 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Май »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Стоит ли пить седьмую рюмку?

Общество


Помню, как мать зимой, в сильные морозы, пугала нас, малых с бывшей западнобелорусской деревни: «Не ходите на двор, Зюзя хват» Значительно позже я узнал, что Зюзя — это не просто какой-то жахливик, а древний бог холода. А богат, образно говоря, Олимп наших предков? Найдутся ли в белорусском дохристианский пантеоне боги, аналогичные, например античном Марсу, Афродите, Нептуну или Бахусу?

Антон Слонимского, кандидат экономических наук

Тэмо Вашего вопроса, господин Антон, достойная не одной монографии.

Предки жили в мире, очень плотно населенном богами и божками разного рода.

Бог-отец, владыка небес и всего Мироздания имел несколько имен-Сварог, Стрибог, Сьвятавид, но чаще всего его мянавали Родом.

Рода подчинялись боги небесной сферы, земли и подземного мира. Богами солнца считались Даждьбог, Ярило, Хорс. В их ведомстве находились тепло, урадливасьць земли, благополучие … Богом урожая и достатка был Купала. Чрезвычайно ценили на древнебелорусских землях Велеса, ответственного за домашней скотиной. Однако он интересовался и искусством, в частности обрядовыми песнями и поэзией. Баян с «Слово о полку Игореве» (независимо от того, является это произведение литературной мистификацией или нет) не случайно назван Велесова внуком. Ежегодная премия нашего Общества вольных литераторов тоже, кстати, называется не как-нибудь, а — "Глиняный Велес".

Тем, кто собирается погрузиться в проблему, могу посоветовать заглянуть для начала в энциклопедический словарь «Белорусский мифология».

Ну а теперь поищем своих родных богов, соответствующих античном олимпийцам, которых назвал уважаемый экономист.

Проще с Марсом. Военными делами у нас занимался Перун — великан с седыми или огненно-рыжими кудрями, что держал в руке лук и стрелы-молнии.

На роль античных Афродиты-Венеры у нас пртэндуе богиня любви Лада. Рядом с ней обычно действовала веселая разбитная троица: опекуны влюбленных Лель и Палель, а с ними Любич, заданием которого было доказать молодых любовников до брака. Теплые чувства к упомянутым богов веками хранились у наших предков и после принятия христианства. Даже в ХУШ веке православные богословы с возмущением писали: «Почитают старых божков Леля и Палеля и отвратительные Богу их имена кричать на игрищах. Славят на свадьбах и матку их Ладу … И лукавого Купалу славят, забыв имя Господа нашего. И огонь разлагают на том дьявольском игрища, и прыгают через тело … »То, что начиналось потом, тогдашние борцы за высокую нравственность называли« отрокам — осквернение, девам — растления ».

Сложнее выглядит дело с Нептуном-Пасэйдонам. Отсутствие моря уменьшило и масштаб божества, ответственного за водную стихию. У нас эта роль принадлежит Водяному, которого называли еще водяным дедом или Вирникам. Зато водяные у нас — тьма, у каждого озера или реки — свой. Как известно, только озер в Беларуси 11 тысяч. А реки, речки, речушки … Представляете эту армию водяных?

Стоит добавить, что жены водяных — русалки ведут довольно свободное жизнь. Но тому, кто отважится на близкое знакомство с русалками, надо иметь в виду, что Водяной — личность рэвнивая, агрессивно и мстительно, особенно на Купалье и на Илью.

Теперь что касается соответствий Бахуса-Вакха. Был у предков такой божок — шалун и рагатун Пераплут, который подносил человеку чашу с хмельным медом и дарил веселье. Однако из-за его плеч выглядывает бес Апивень. Он таскался по всем беседах, спаивал столом и смахивал их книзу, превращая, так сказать, в падстольникав. Увидеть Апивня можно было только под хорошей рюмкой, а перепить лукавого никто не мог.

Пару лет назад вышла книжка «Волшебный мир. Из белорусских мифов, преданий и сказок ». Оформил ее знаменитый художник Валерий Славук, наш главный знаток внешнего вида всех языческих богов и бесов. (У меня такое впечатление, что Валера множество раз с ними встречался и следующего раза может сходить к тебе на пиршества в компании с каким-либо Пахвистам или пушицей.) В рассказе, посвященном Апивню, Славук, естественно, намялявав застолий. Но не простую, а с секретом. Рюмки поднимают персонажи, удивительно похожи на некоторых белорусских художников и даже руководителей их творческого союза. Надо отдать творцом должное: никто из них поддаваться Апивню (по крайней мере, на рисунке) не собирается. А вот угадать, кто на нем есть кто могу прапаваць слушателям в качестве домашнего задания. Тем более, что на днях в книжн
ых магазинах появилось новое издание «Волшебного мира».

Таким образом, садясь за стол, выбирайте, кто будет вашим покровителем — Пераплут или Апивень. А также помните, что седьмую рюмку наши предки считали «богагнявицельнай».


  • Пока летит стрела
  • Чем запомнилось это лето?
  • О 1-го сентября
  • Можно ли доверять современным школьным учебником национальной истории?
  • Находится ли в Вашем жизни место футболу? 
  • История развлекает, испытывает, мстить … 
  • Куплю себе остров. Маленькую 
  • Ножка первой возлюбленной 
  • Петр I никогда не был нашим монархом
  • Герои моих анекдотов 
  • Что, если завтра — конец света?
  • Был ли на рыцарских турнирах допинг-контроль? 
  • Дикое Поле нашей подсознания 
  • Мое Люхава 
  • Как цензура отрезала органы 
  • Cьписваць — нехорошо 
  • "Союзное соглашение" короля Станислава Августа 
  • Мои встречи с президентами
  • Если читатель не прав 

Теги:

литература

SQL - 19 | 1,530 сек. | 7.39 МБ