Календарь

Апрель 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Май »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Секретарь ЦИК: Оппозиция должна быть в избирательных комиссиях

Общество
Секретарь Центральной избирательной комиссии Николай Лозовик ответил на вопросы Радио Свобода об изменениях в избирательном законодательстве, досрочное голосование и права наблюдателей.

Глод: Законодательство, по которому пройдут эти выборы главы государства, несколько отличается от времен выборов 2006 года. Однако многие эксперты считают, что эти изменения недостаточны и косметически. Или соглашаетесь вы с таким мнением?

Лозовик: Я бы не сказал, что эксперты считают изменения в избирательном законодательстве косметическими. Наоборот, Венецианская комиссия положительно оценила их. Второе дело, что представители оппозиции считают их косметическими. Так на то она и оппозиция, чтобы критиковать. На самом деле изменения в законодательстве весьма значительны. Они уже прошли хорошую проверку на местных выборах в 2010 году. Практика показала, что эти нормы позволили политическим партиям и общественным объединениям более активно участвовать во всех процедурах избирательного процесса. Например, новая норма законодательства требует, чтобы представителей политических партий и общественных объединений в составе избирательных комиссий было не менее трети от общего состава.

На выборах в местные советы в 2010 году почти все политические партии направили своих представителей в состав избирательных комиссий. А на предыдущих выборах в формировании комиссий участвовали только 9 из 15 политических партий. Второй пример: в 2010 году представители политических партий и общественных объединений составили 35% от состава территориальных комиссий, почти 50% от состава окружных и 40 процентов от состава участковых избирательных комиссий. А на предыдущих выборах, когда эта норма не действуют, в территориальных комиссиях их было в семь раз меньше — 7,5%, в окружных меньше вдвое — 25,3%, и в участковых комиссиях меньше в четыре раза — 10,7%.

Глод: Но статистика свидетельствует о том, что в комиссии принимали преимущественно представителей провластных партий и общественных организаций, а не оппозиционных.

Лозовик: Это же как и в обществе — какую партию больше уважают, какую-то меньше уважают. Да в самой оппозиции между собой образа никакого нет. Не могут разобраться, кто из них более оппозиционный и прогрессивный. Могу сказать одно — законодательство не предусматривает квоты для оппозиции. Но я уверен, что оппозиция должна быть в избирательных комиссиях, и думаю, что она там будет.

Глод: Есть ли те правила, которые действовали во время местных выборов — я имею в виду формирование комиссий — будут ли они распространяться на президентские выборы?

Лозовик: Это уже норма Избирательного кодекса, и мы никуда не денемся и организаторы избирательной кампании на местах от этого никуда не смогут отойти. Они должны обеспечить, чтобы во всех избирательных комиссиях — и в территориальных, и в участковых — представителей политических партий и общественных объединений было не меньше, чем треть. И это будет выполняться.

Глод: Как вы относитесь к ситуации, сложившейся вокруг кандидата в президенты Владимира Некляева, который некоторое время проживал за пределами Беларуси? Что об этом говорится в законодательстве?

ЛозовикВопрос регистрации Некляева пока в повестке дня Центризбиркома не стоит. Пока к нам еще не поступили документы. Но если такой вопрос возникнет, решать его будет непросто.

Вопрос регистрации Некляева пока в повестке дня ЦИК не стоит.

Владимир Некляев был в эмиграции, в свое время заявлял о желании остаться за границей и долгое время на самом деле жил и работал в Польше и Финляндии. Некоторые политики считают, что этот вопрос может быть решен как в свое время решали вопрос по регистрации Зенона Позняка. Ситуация похожа, но, я считаю, не одинакова. В то время — в 2006 году — когда стоял вопрос по регистрации Зенона Позняка, он руководил партией, которая действовала на территории Беларуси. Это значит, что он работал в Беларуси. У Некляева несколько другие обстоятельства. Придет время — будем разбираться. Если мы не сможем своими силами разобраться, тогда, как и в 2006 году, будем обращаться, возможно, в Конституционный суд, он, может, нам подскажет, как более правильно с юридической точки зрения принять решение.

Глод: Как будет организовано наблюдение за выборами? Какие права будут иметь наблюдатели от ОБСЕ, СНГ, внутренние наблюдатели? Будут ли они
иметь право наблюдать за подсчетом голосов, чего требуют многие организации наблюдателей?

Лозовик: Наблюдателями за выборами имеют право быть депутаты парламента, местных советов, члены Совета Республики, доверенные лица кандидатов в президенты, а также представители политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан. Ну и отдельной категорией идут иностранные наблюдатели. Сам кандидат в президенты имеет право не быть наблюдателем, а присутствовать на участке при подсчете голосов.

Отмечу, что процедура направления и аккредитации наблюдателей стала более либеральной.

Наблюдатель должен иметь возможность непосредственно наблюдать за процессом подсчета голосов.

Политические партии и общественные объединения могут направлять в качестве наблюдателей не только своих членов, но и представителей. Права в политических партий и общественных объединений такое будет даже если у них нет нижестоящих организационных структур. Очень важным является и то, что наблюдатель может приступить к выполнению своих функций сразу после представления в комиссию документов о направлении его на заседание комиссии или на участок на голосование. На предыдущих выборах нужно было предоставить документы заранее, за день до заседания комиссии или дня голосования. Ну и если раньше наблюдатель мог высказать свои замечания председателя комиссии — а как он отреагирует, это неизвестно — то теперь он по закону имеет право составлять акт о нарушении законодательства. Акт — это уже документ, который комиссия должна рассмотреть и принять по нему соответствующее решение.

Считаю, что наблюдатель — как иностранный, так и внутренний — должен иметь возможность не только присутствовать на участке для голосования, но и непосредственно наблюдать за процессом подсчета голосов. На это мы будем нацеливать всех организаторов выборов и все комиссии — территориальные и участковые.

Глод: У нас существует система досрочного голосования, которая вызывает нарекания со стороны множества граждан. Изменится она принципиально в этом году?

Лозовик: Процедура предварительного голосования является не только у нас. Почти для всех стран мира, где участие в выборах свободный, необязательный, перед организаторами выборов стоит проблема неявки избирателей на избирательные участки. Решают эту проблему по-разному. Наиболее распространенным способом является досрочное голосование, оно довольно широко распространено в Европе и других странах мира.

Моя точка зрения такая: практику досрочного голосования нужно использовать и распространять прежде всего в городах, где большое количество мобильных избирателей, которые в день выборов могут уехать из города. Тут нужна и не только предоставить гражданам право проголосовать досрочно, но и создать условия для этого. Я и не считаю за грех, если какой-то руководитель сможет организовать подвоз избирателей к избирательному участку на автобусе или скорректирует график работы учреждения или учебы. Это — не давление на избирателей, а создание условий для того, чтобы они могли реализовать свое избирательное право и право проголосовать досрочно.

А вот в сельских населенных пунктах, где, как правило, люди привязаны к хозяйству, нечасто выезжают за пределы своих сельсоветов, организационные меры по досрочному голосованию должны быть минимальными.

Досрочное голосование не надо форсировать.

Пусть люди в день выборов придут на избирательный участок — не надо там досрочное голосование — и пусть у них там будет праздник, пусть для них там организуют концерт самодеятельности, выездной буфет — это не противоречит избирательному законодательству. Не нужна в сельской местности форсировать этот процесс. И я думаю, что этот вопрос мы уже обсуждали с организаторами выборов — мы созвали совещание начальников организационно-кадровых управлений облисполкомов и города Минска и высказали такое мнение, что досрочное голосование не надо форсировать.

Глод: Сколько кандидатов в президенты, по вашему мнению, сможет собрать 100 тысяч подписей избирателей, и хватит ли в этом году одного тура на определение победителя?

Лозовик: Как один из руководителей ЦИК я не хотел делать какие-то прогнозы. Тем не менее, если уж вопрос задан так, из практики предыдущих выборов могу отметить: собрать 100 тысяч подписей — дело нелегкое. Нужна им

SQL - 28 | 4,122 сек. | 7.43 МБ