Календарь

Апрель 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Май »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Леванова. Свое и покупным

Общество
Я действительно люблю маленькие провинциальные музеи. Особенно созданы людьми неравнодушными к истории или одержимыми творчеством. Как исторический музей в полесской деревне Новоселки или музей деревянной скульптуры «Линия Лизуры» в Старых Дорогах. Поэтому, когда я из интернета узнал, что в крохотной деревне Леванова, что под Борисовым, силами местных пенсионерок создан музей деревенского быта, я не долго ждал.

«За горой в колодке
Где Студеная вода
Вслед за жнейкаю вязала
Снопы девка молода ».

Старые крестьянки среди старинных прялок, полотенец и сундуков хором поют песню. Картина пока еще в Беларуси не редкое. И вовсе не постановочная. Ведь поют старые для души. Но вот содержание песни никак не гармонирует с формой старомодный антуража. Ведь поют крестьянки на трасянцы и про колхоз.

«Вслед за жнейкаю вязала
Снопы девка молода ».

Старые собрались, чтобы показать мне свой музэйчык. Деревня Леванова — деревня маленькая. Без агрогородке и без школы. Но с библиотекой. Ее заведующая Мария Нестерович и выступила инициатором создания экспозиции. Старые левановки собрали коллекцию из предметов быта своих родителей и бабушек. Жернова, проникает, прялки, холсты, полотенца, самовары, одежда, коляски, иконы. И все это богатство отнюдь не напоминает склад забытых вещей. Ведь каждый экспонат в своей отдельной комнате и на своем месте. Среди цвету полотенец на старосветской кровати сидит пара кукол в человеческий рост.

Корреспондент: «А кто это сидит?"

Мария: «Это хозяйка и хозяин. Курила и Марфа ».

Корреспондент: «Это были реальные люди?"

Мария: «Так. Это люди из нашей деревни. Курило был ветеран войны. Награжден орденом красной звезды. Марфа — его жена. Была очень хорошая работница. Делала на своей земле и растила детей. Мы решили, что здесь будет крестьянская хата, а другую комнату — это предметы народного быта. Именно предметы левановския все. Собирали же все в Леванове ».

Корреспондент: «А как дети относятся ко всему этому?"

Мария: «Детям интересно. Только у нас детей в деревне мало. Мне бабушка подарила сапожки, в которых выходила замуж. Им сто десять лет. И мы весь день посвятили этим сапожки ».

Сапожки действительно были знатные. И изящные, и добротно сделаны. Впрочем, любая вещь, которой более ста лет приобретает магию убегающего времени. Самый обычный химический карандаш 30-х годов несет тайну и энергию своих хозяев. Ведь этим карандашом могли ставить палочки за трудодни, а могли писать доносы.

Мария: «В старину эти сапожки не каждый мог обуть. Это считалось шикарная одежда. Да хромовые. Это же чистая кожа! А баба была богатырь, этой женщиной. А вот коляска, которой семьдесят лет. А еще у меня икона. Моей сьвякровки мать шла замуж с этой иконой и с этим полотенцем. Ну и сундук. В сундуке у меня много богатства. В магазине такого не купишь. Такие дерюжками красивые. »

Музей в Леванове интерактивный. Ведь все вещи не просто работают. На них есть кому работать. Например, Софья Монич, невысокая и проворные, по-хозяйски уселась за бабушкины старые холсты.

Зося: «И рубахи шили, сукно ткали.И дерюжками, и рушники, И скацерки. Все в ручную делали ».

Корреспондент: «А когда люди начали отказываться от своих ткачей? После войны »

Зося: «После войны ткали на своих ткачей. Где-то в 54-м, 56-м начали все покупать. С Леванова ходили в Минск пешком. Чтобы обрести магазинных. Уже ведь молодежь была рада, довольны. Всякого было более удобного и красивее, чем это тканый. Хотя люди сейчас интересуются и тканым. Как, например, цыгане ходят. Покажи им дерюжками, просят, чтобы им дали. Молодежь в это не вовлечена, в тканьне ».

Корреспондент: «А это происходило вечером?"

Зося: «Днем только ткали. А вечером пряли. На попратки ходили, собирались при Каменков. Тепло горит, сядешь и тепло. Пряли ».

Корреспондент: «А сколько времени нужно, чтобы выткать …»

Зося: «Эту халсьцину? Например, ту дерюжками — три метра за три дня Выткали. За два

SQL - 27 | 7,033 сек. | 7.43 МБ