Календарь

Апрель 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Май »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

Фотакабина, или Человек красивый

Общества В 1996 году, приехав в Нью-Йорк, в одном месте я заметил очень оригинальную витрину фоталябараторыи. Всю площадь большого окна какой-то оригинал с верху до низу заклеил полосками фотографий людей (3х4 см), сделанных в автоматических кабинах. Фотографий было тысячи. Я часто останавливался возле нее, рассматривая этот фотографический чудо. (Нью-Йорк вообще характерен своими типажами. Тут все расы, нации и народности).

Рассматривать витрину было очень интересно, люди на фотографиях разные, но всех их объединяло непасрэднасьць сохранения. Все были сами собой, свободные и раскованные, никто не боялся плохо "выйти", добрая треть (а то и половина) вообще кривлялись, строили страшные или комические мины, вытарачвали глаза, высалапливали язык, делали все (как видно) с удовольствием и ёрницкай фантазией. Находились рэвалюцыянэрки, что фотографировали голую грудь. Одна пыталась уснуть, задрав юбку и отвернувшись тылом к камере, сфотографировать другое место своего достоинства (но получилось неважно). Такой уж американский юмор, когда человек остается с собой.

Из тысяч фотографий я не нашел ни одного няцягнутага лицо, которое бы свидетельствовало, что человек окаменел перед камерой или испугался за свой вид.

Честно говоря, для меня это было открытие. Вот только в чем открытие: в психологии или в фотографии?

Психологический механизм такой естественности людей на "самафатаграфиях" легко понять, он лежит на поверхности. Лучше всего это видно на самаздымках семейных пар.


Фото 1

Вот, например, фото № 1 — Самапартрэт постоянной семейной пары. Снято где-то в 1940-50-х годах. Необычный портрет. Можно представить, что бы было, если бы эта пара пришла фотографироваться в бытовую ателье. Господин фотограф сделал бы, конечно, хорошую фотографию (и мы ее уже представляем), но чтобы такую живую, как здесь, — сомневаюсь.

Здесь видно их любовь. Они оба прекрасны в своих чувствах и есть самый собой. Притом женщина любит больше. Она даже обняла его рукой и ждет поцелуя. Мужчина расплывается улыбкой от радости момента.

В ателье такое, практически, невозможно. (Можно, конечно, создать постановку. Но она постановкой и останется — естественные чувства не выйдут наружу из-под психологической брони).

Приятно смотреть на этих людей, на их открытость перед собой. Им по 45-50 лет. В жизни это возраст гармоничного любви (в тех, конечно, кто его укреплял и не потерял, не извел до сих пор).

фото 2

На самаздымку номер 2 молодая афро-американская пара (лет по 25). Черная красавица блестит белозубой улыбкой и мужчина — марок (который, видимо, приехал на побывку), как две капли воды похож на афро-российского поэта Александра Сергеевича Пушкина, целует ее в щеку. Она обняла его рукой за шею и тайно смотрит в объектив (откуда вылетит птичка). Момент полного счастья. Фотографируются, и никакого господина фотографа. Какие красивые люди.

Фото 3

Взглянув на фотографию № 3, хочется воскликнуть: "У-ух!" А в голову лезет бодрая песенка послевоенного времени: "Эй, моряк, ты слишком долго плавал!" Впрочем, я, наверное, ошибаюсь. Они оба прекрасные и счастливые. Можно как угодно думать об этом пару. Но здесь нет ни гроша пошлости. Наоборот, замечается близкое единство и гармоничная радость от бытия вместе. Все у них хорошо, и пожелал бы я им неоконченного счастья, если бы не сознавал, что, возможно, давно их уже нет (фото, скорее всего, конца 30-40-х).

Фото 4

На фотографии № 4 другой тип людей, не американский. Я их очень хорошо чувствую и понимаю. Очень они мне напоминают местечковых белорусов-католиков, которые только что вышли из костела после молебна и зашли в фотакабину сфотографироваться. Они такие есть: сдержанные и серьезные. Но (как шутят) дети родятся, и все у них хорошо, и никакие трудности жизни их не смутить — будут держаться и тянуть вместе, пока хватит сил. Это прочные, хорошие, красивые люди.

Фото 5

В 1953 году в фотакабине побывали будущий президент Джон Кеннеди со своей славной женой — Жаклин. (Фото
графия № 5.)
Кеннеди с супругу потом снимал многие, в том числе Ричард Аведон и король фотопортрета Юсуф Карш. Профессионально их фото были сделаны в совершенстве, но непосредственности образов не было. Кеннеди серьезный и вытянутый, Жаклин — милая, но все как-то немного вынужденно. Тем временем съемок из кабины технически примитивный (плоское свет, близкий фон, рука Жаклин в белой перчатке на переднем плане мешает в кадре), но они тут оба открытые, простые, естественные, сьпетыя вместе. Жаклин влюблена смотрит в камеру, а Джон улыбается, чувствуя приятную присутствие жены.

С точки зрения естественности и красивого психологического единства, они здесь выглядят гораздо лучше, чем на портретах маститыми фотографов.

Просматривая такие снимки на стендах в витринах и фотоальбомах, очень жалею, что за советами (не знаю, как сейчас) не распространены у нас такие фотакабины (хотя существовали иногда в так называемых "домах быта"). Эти автоматы помогли бы нам, как американцам, сделать портрет нации, где люди снимали бы себя. Понятно, что негатива оказались бы прежде всего в КГБ, но что-то осталось бы (да и чихали бы на той КГБ — снимались бы усяровна).

В мои руки, к сожалению (по причинам известным), не попало ни одной белорусского самафатаграфии с фотакабины. Поэтому обходимся американскими.

Фото 6

Правда, есть все же одна белорусский самафатаграфия, сделанная автором в 1996 году летом в Варшаве. Это моя самафатаграфия с женой. Фото номер 6. Она также полностью соответствует характэрнасьци и стиля парного самапартрэта, который я здесь показал на примере американцев. Не я это фото делал, а машина. Поэтому помещу его здесь также для иллюстрации белорусов.

Проходят дни.
Свет любви
Нам
Неугасимо
светит.
2001

Теперь о сути явления. На мой взгляд, объясняется все очень просто. Отсутствие фотографа (посторонней личности) создает иллюзию интимной обстановки один на один с фотоаппаратом. Мол, все, что снимает аппарат, только мне (нам) и останется. Немало свидетелей моего интимного (т.е.. Только моего) "я". Или только нашего "я", когда мы (муж и жена) есть одно. Я (мы) можем быть самый собой только для себя. Присутствие постороннего лица автоматически заставляет человека скрывать свою тайну (интимное "я"), так как оно неделимое, оно открывается и делится (даже жертвуется) только в любви. Поэтому у супругов, живущих в любви, есть свое общее интимное "мы", куда никто не может заглядывать, потому что, опять же, — его неделимое.

Интимное чувство, ощущение своего "я", интимная сущность человека — это то, что так же, как язык и интеллект, выделяет его из природы и делает человеком. Интимное чувство (опять так же, как язык и интеллект) является величайшей завоеванием культуры и результатом культурного развития.

Интимное "я" человека (то. Его сущность, известная только ему) есть грунтом, непотопляемая островом его свободы. Короче, интимное "я" человека — это его внутренняя (сутнастная) свобода. И никто не может ее уничтожить, кроме самой личности. Защиту интимного "я" обеспечивают качестве морали и, прежде всего, стыд. Бесстыжесть, цинизм, раскрытие своей сути (тайны) без любви ради побочных целей — все это есть отказ от свободы (от себя) и путь к потере интимного "я".

Об этом не лишне сейчас напомнить, ибо дэкультурызацыя человека в потребительском обществе идет как раз в этом направлении через уничтожение интимного "я" и деморализацию личности. Разрушается защитная завеса человека. Интимное становится товаром, становится предметом торговли, купли-продажи. Человек не должен торговать душой, ведь тогда он перестает ей владеть и просто тратить ее вместе с интимной свободой. Лишение от интимного мира ведет к деградации личности и общества.

Тем временем я показал здесь американские самафатаграфии с 1930-50-х годов, когда люди в фотакабинах открывались в своем интимном "я" перед самыми собой такими, какими они есть в своей свободной сущности. И посмотрите, какие они прекрасные. Даже те, которые кривляются, богохульствует самый с собой — они тоже красивые. Человек любопытный, он хочет увидеть себя другим, с другой стороны, он разьдьмувае щеки, кривить рот, фотографирует, а потом сам же смеется из своего вида. Здесь он, как ребенок. Почему он это делает? Потому что человек себя любит и хочет лучше узнать.

Есть самафа
таграфия в кабине явлением фотатворчасьци? Безусловно, есть. Здесь проявилась еще одна феноменальная ("фольклорные") особенность фотографии: человек может творить сам, без участия фотографа. И здесь можно постичь необычные результаты, которых трудно добиться в профессиональной студии.

Фото 7

Первые фотакабины автоматической фотографии появились в Европе в начале 1890-х гг. (Запатентована в 1889 г.). С 1925 года кабины приобрели современную структуру, принцип и вид. Кстати, давалась возможность Серийный делать один за другим 8 снимков (3х4 см и более). Машина выдавала 8 различных отпечатков. На последнем фото № 7 видно, как фотографировалась и милавалася постоянная пара в серийным режиме съемки машины.

(Фотографии перазьнятыя из книги Nakki Goranin. American Photobooth. New York — London, 2008).

SQL - 20 | 0,803 сек. | 7.42 МБ