Календарь

Апрель 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Май »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Архивы

15 лет назад над Беларусью был сбит воздушный шар с американцами

Общество
Ровно 15 лет назад в небе над Березой белорусский авиация расстреляла воздушный шар с американскими воздухоплавателями. В результате падения с двухкилямэтровай высоты погибли спортсмены-экстремалы Алан Фрэнчэль и Джон Стюарт. Военное командование оправдывалось, что «перепутала» спортивный объект с сводкам метеорологов зондом, которые иногда залетают на территорию Беларуси. В свою очередь, международное сообщество поставило под сомнение профессионализм белорусских войск противовоздушной обороны, которые не способны отличить, или пилятаваны летательный объект, либо он передвигается в автономных режиме.

12 сентября 1995 года в Швейцарии был дан старт международным соревнованиям воздухоплавателей. Встав в воздух, «караван» двинулся на Восток. Как утверждали организаторы чемпионата на дальность полетов, о мероприятии были предупреждены диспетчерские службы всех стран, через чей воздушный коридор транзитом направлялись экипажи.

Без приключений пролетев над Германией, Чехией, Словакией, Польшей, в Беларуси гондола опытных путешественников, американцев Алана Фрэнчэля иДжона Стюарта, была сбита военным вертолетом Ми-24 и рухнула на окраине дачного кооператива мотороремонтного завода близ Березы. Свидетелем расстрела была пенсионерка Валентина Соловей, чье дачу буквально в десятке метров от места падения шара. Говорит, что пилот еще долго летал над дачами, чтобы убедиться, что задание выполнено:

«На самих американцах следов расстрела не было. Очевидно, они умерли от сильного удара о землю — все же двухкилямэтровая высота была, когда они над нами летели. Удар был очень сильный, так как гондола была повреждена капитально. В своем "корзине" они сидели на своеобразных "носилках" — это приблизительно как в машинах "скорой помощи" есть боковые сиденья, прикрепленные к стене. И вот они, видимо, до последнего сидели в своем шаре на этих носилках, или сиденьях, как там правильно сказать. Потом американцев отвезли в госпиталь, в морг, а после тела переправили в Минск. А сам "корзина" (ведь по виду это был действительно плетеную корзинку 1,50 метра ширины на 1,52 метра длины, почти квадратный) вместе с другими вещами по описи погрузили на КамАЗ и также в Минск отправили ».

Неожиданным свидетелем того, как принималось решение расстрелять воздушный шар с американцами, стал журналист Василий Зданюк. Как раз в тот момент он находился в кабинете командующего противовоздушными войсками генерала Валерия Костенко, который дал приказ ликвидировать «беспилотный объект»:

«Косвенным соучастником этого инцидента я стал абсолютно случайно. Работал тогда собственным корреспондентом редакции московского "Военного журнала», и накануне мне там поставили задачу сделать интервью с командующим войсками белорусского противовоздушной обороны о создании единой белорусско-российской системы ПВО. Как раз тогда это была актуальная тема. Я позвонил Валерию Костенко. Он попытался сразу от интервью отказаться — мол, в отпуске находится, не на работе. Я, тем не менее, настоял на своем, и он сказал, чтобы я приходил к нему к 11-й, ему как раз надо на часок заглянуть на службу, где мы и переговоров. На следующий день, 12 сентября 1995-го я пришел к командующему … ».

Уже во время беседы оперативный дежурный доложил генералу, что в зоне ответственности дивизиона, дислоцированного в Брестской области, зафиксирован неизвестный воздушный объект. Летит на низкой высоте, на запросы не отвечает, надо срочно принимать решение. Костенко приказал поднять дежурный вертолет и после переговоров с командиром экипажа Ми-24 генерал пришел к выводу: аппарат беспилётны, и дал приказ его уничтожить.

По мнению Василия Зданюка, чтобы Костенко несколько минут подождал, трагедии можно было бы избежать. Вслед за сбитым, как тогда предполагали, «зондом» перелетел белорусский границу следующий, затем другой. Через несколько месяцев Государственный пограничный комитет признал: почти за полгода до этого, в апреле, было получено письмо из Швейцарии, однако коридор, которого должны придерживаться спортсмены, был якобы неточно очерчен.

Капитан военно-воздушных сил в отставке Александр Пащенко в середине 1990-х на должности бортового техника вертолета Ми-24 служил в воинской части, расквартированной близ деревни Засимовичи. Именно оттуда с приказом уничтожить опасный объект обсуждавшимся боевые вертолеты. Господин Пащенко говорит,
что для экипажа, который принимал непосредственное участие в ликвидации воздушного шара, было не меньшим шоком узнать после, что это они стали причиной смерти американских спортсменов. К тому же, стало ясно, что была возможность такой развязки избежать — через какое-то время под Малоритой был посажен аналогичный шар:

Насколько я знаю, в конце 1990-х бортовой техник того вертолету уехал в Россию и, как говорят, стал буддистом.

«Насколько я знаю, в конце 1990-х бортовой техник того вертолету уехал в Россию и, как говорят, стал буддистом. А потом якобы при странных обстоятельствах на Дальнем Востоке и погиб (он, кстати, оттуда и родам). Ну, а так кто куда разлетелись: кто уволился, кто как можно подальше от этого места отъехал. О том, что в гондоле — люди, никто не знал — это могу гарантировать. А потом, конечно, летчики очень переживали, в церковь в Пружанах ходили, поминальную там делали … Хорошо еще, что дальше не зашло, так как вслед летели следующие шары. Один из них, точно знаю, посадили около Малориты. Или передали им какие-то сведения по рации, или они сами в воздухе увидели, что случилось, но подавали сигналы, руками махали — мол, не стреляйте. По крайней мере в этом случае было четко видно, что шар с людьми. А с американской гондолы никаких знаков никто не подавал. Поэтому никто такой развязки не ожидал, для людей все это было очень неприятно, естественно ».

По словам Александра Пащенко, экипаж, который избивал воздушный шар, несколько месяцев ежедневно куда-то вызывали, непрерывно они курсировали между Пружанами и Минском. Но никто толком не мог понять, что делать дальше. Завершились же поездки тем, что всем дали по часах с гербом Беларуси, аддячывшы за «бдительность». Но, как говорит господин Пащенко, экипаж свою вину подсознательно понимал — в отчаянии была выпита не одна ящик водки.

За прошедшие полтора десятка лет никто из должностных лиц не взял на себя ответственность за инцидент. Государственная комиссия по выяснению причин трагедии так и не объяснила, действительно ли была необходимость сбивать воздушный шар. К тому же, тогдашний начальник отдела оперативного реагирования Совета безопасности Юрий Сиваков настаивал, что американцы умерли еще до того, как их сбили — мол, поднявшись на большую высоту, умерли от нехватки кислорода. Другие эксперты не исключали, что спортсмены действительно могли находиться без сознания, но до земли летели живыми. Кстати, первое время трагическую новость пытались вообще скрыть от общественности — посольство США в Минске только через сутки узнало о гибели своих граждан.

В прошлом году жена американских воздухоплавателей Джона Стюарта дала первое интервью за последние годы — кстати, для Радио «Свобода». Кэролайн Стюарт-Джервис не скрывала огорчения, что после потери самого близкого человека она так и не дождалась извинений от белорусских властей. Также госпожа Стюарт-Джервис интересовалась у вашингтонского корреспондента, или сохраняется память о Джоне Стюарта и Алана Фрэнчэля в Беларуси?

Вдову Джона Стюарта можно утешить разве тем, что уже в первую годовщину трагедии демократические активисты из Березы установили на месте падения американских воздухоплавателей памятный знак — камень с надписью «Простите». Инициаторы почитания говорят, что у импровизированного мини-обелиску почти всегда стоят живые цветы — так дачники вспоминают события середины 1990-х.

Памятный знак на месте падения американских воздухоплавателей.

Теги:

история,
происшествия

SQL - 19 | 1,242 сек. | 7.41 МБ