Календарь

Февраль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Апр »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Архивы

Восстанавливают белорусские мастера

Лариса ЦиМОШЫК

Звуки давности

Музыкальные инструменты, делает белорусский мастер Виктор Кульпин, можно посмотреть в Лонданским музее Горнимана. А можно и гораздо ближе — в Музее истории белорусского культуры. Там прошла иии Республиканская выставка-аукцион музыкальных инструментов.

Две белорусские волынки Кульпина — с разным строем, по-разному звучат. Даже сразу и не скажешь, что чем-то отличаются: мешки для воздуха с одинаковой черной кожи, подобные муштуки темного дерева для надимання воздух … Только одна волынка с одним Бурдон, а другая — с двумя. Но авторский стиль чувствуется. Еще бы — Кульпин своим делом занимается уже 25 лет. Его инструменты звучат в популярных белорусских музыкальных коллективах, их с удовольствием приобретают иностранцы.

Дуда мастера Вячеслава Козака уже совсем по-другому выглядит. Светленькое деревце да белую шубу. Будто к празднику нарядилась. Кто знает, может, на таких играли в деревнях раз по праздникам, когда волынка была разве не самым популярным инструментом? Всего несколько веков назад … Теперь такие инструменты по стародавних рисунках и чертежах создают. При этом стремясь наделить их главном — неповторимым звучанием.

Наверняка, белорусский свирель должна была звучать задумчиво-печально, воплощая песни своей родины. Вячеслав Козак на аукцион представил несколько флейт, которые, видимо, асвоив вместе со своим отцом. Самое странное в этой семье то, что мастера Владимир Казак родился почти 50 лет назад в … далеких иркуцких землях. А как поселился в белорусском Витебске, за свои «мастеровыми» года произвела уже 46 наименований белорусских народных инструментов. и двух сыновей к этому делу подключил. Она затягивает.

Да трудно было бы не втянуться, если есть такие инструменты, да с такими названиями, что сами по себе словно песня: капытца, драбина, рагулька, калатушка, рубль малый «как колют дрова», трещотка-вертушку, пласцинчатая трещотка «треск дерева, которое ломается », коробка ритмично, бич« удар Кнута »… Столько разных ритмов, необычных интересных звуков прыкмячали в жизни наши предки, чувствуя в них свою музыку! А потом делали инструменты, повторяли звуки природы или дапавняли них. Звуки, которые иногда похожи на какое-то волшебство. Это вам не одинаковое «ум-ца-ца» …

Музыка — сама по себе волшебство. и настоящее чудо — то, что в культуре Беларуси всегда преобладала знаменитая наша толерантность: она позволяла одновременно существовать и изначальным инструментом, и тем, мода на которые приходила в разные времена из других стран. Например, в средние возрасты в Большом княжестве Литовским зазвучала лютня — историческая прабабка современной гитары, которая пришла из Европы во дворце, салоны. Интересно, сколько же она не звучала? К тому времени, как мастера из Пинска Юрий Дубнавицки в 1999 году не восстановил первую в Беларуси после большого исторического перерыва лютню эпохи Ренессанса. Сделал он это благодаря чертежам и подробным описанием технологических процессов в создании этого инструмента, которые привез из Германии преподаватель Белорусского академии музыки Евгений Градюшко. С тех пор мастер из Пинска создал уже одиннадцать лютня.

Судьба скрипки сложился более счастливо: все пережила. Или не от Бога этот инструмент? В самых разных культурах он сумел задержаться. Да только так и осталась она пожалуй самым загадочным инструментом в мире, который странным образом удасканалили итальянские мастера. Их тайны разгадвали-разгадвали, да так вполне и НЕ разгадали. Но у белорусских мастеров, которые сегодня делают скрипки, свои секреты. и свои мотивы.

Скрипок на выставке представляли разве не более другие инструменты. Может потому, что освоить этот сложный инструмент и сегодня считается верхом мастерства. Мастер Владимир Ключников, например, для этого долго учился профессиональной музыке: окончил белорусский консерваторию как кантрабасист. Но параллельно получил профессию мастера-реставратора. Еще в 1979 году его приняли в Ассоциацию мастеров СССР. Сейчас Владимир Ключников держит марку Беларуси на самых престижных международных конкурсах мира как смычковый мастер.

— Сегодня в это дело пришло много молодых людей, — говорит Наталья Витчанка, заместитель правления общественного объединения "Белорусский союз музыкальных деятелей». — Даже мы, специалисты, можем знать не о всех мастеров, которые сегодня работают в Белоруссии, поэтому и возникла идея выставки. Мастеров сложно было организовать.

SQL - 19 | 1,301 сек. | 7.37 МБ