Календарь

Февраль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Апр »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Архивы

Валерий Корешков: «Система стандартизации переходит на международные методы и принципы»

Николай ЛИТВИНОВ

ЭКСКЛЮЗиВ

Ни для кого не секрет, что в сегодняшних условиях насыщенности рынка самыми разными товарами очень трудно выбрать действительно качественную вещь. Ведь очень много подделок не только изделий всемирно известных фирм, а и отечественных предприятий. Ну, с промышленными товарами еще как-то можно «мириться», а как быть, если поддельный иностранные даликатэсы? Тут уж в лучшем случае возникают проблемы со желудком, а в худшем …

Короче говоря, населению необходимы твердые ориентиры среди предлагаемых на каждом шагу товаров, нужен своеобразный индикатор, источник информации, — чтобы избежать ошибки при выборе необходимых вещей. Для выяснения сегодняшнего реального положения на рынке товаров и услуг корреспондент «Звезды» обратился к председателю Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт) Валерия Корешкова.

— Существует устойчивый выражение «соответствует мировым стандартам». А как отечественная система стандартов и вообще стандартизация согласуется с мировыми аналогами и системами стран так называемого ближнего зарубежья?

— Сотрудничество нашей страны на международном уровне в области стандартизации — жизненно необходимое дело. Такое сотрудничество позволяет решать ряд важных задач. Оно способствует, по большому счету, развитию экономики страны, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке, максимально применению международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических бар 'ерав в торговле. Как видим, все эти задачи решаются в контексте защиты интересов нашего государства. Госстандарт, как национальный орган по стандартизации и сертификации, представляет интересы Республики Беларусь в ряде международных и региональных организаций.

Международные стандарты применяются на региональном и национальном уровнях. Они используются производителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, непосредственно потребителями, а также, конечно же, выпрабавальными лабораториями и учреждениями по сертификации. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и соответствующих государственных учреждений и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих ликвидацию технических барьеров в торговле.

Система стандартизации, которая существует в Беларуси, стремится к переходу на международные методы и принципы. Приведу несколько цифр. Сейчас у нас действует 1152 СТБ, из них гарманизавана с международными 330, или 29 процентов, 18796 ГОСТ, из них гарманизавана 1694, или 9 процентов.

Теперь что касается сотрудничества со странами СНГ. 10 лет назад начала формироваться так называемая межгосударственных стандартизация. В основу ее положено Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Своеобразный итог этой работы: сегодня мы имеем 19 тысяч межгосударственных стандартов, определяющих техническую политику в странах постсоветского пространства.

В Беларуси создается сбалансированная (единственная со странами СНГ) система технического законодательства, гарманизуюцца нормы, межгосударственные стандарты сближаются с международными, европейскими и национальными стандартами передовых стран, развивается отечественная система стандартизации с учетом опыта и принципов, действующих в Европейском союзе.

Кстати, все эти действия имеют вполне материальные результаты. Так, применение правил ЕЭК ООН в отношении колесных транспортных средств позволило получить официальное признание в Европе автомобилей, выпускаемых в Беларуси. Отечественные землярыйныя машины производятся с учетом требований иCO. При оценке электромагнитной совместимости телевизоров «Горизонт» и «Витязь», других бытовых радио-и электроприборов применяются стандарты МЭК. Таких примеров можно привести много. Как видим, наша страна действует в русле мировых тенденций и с этого пути никто сворачивать не собирается.

— Валерий Николаевич, традиционно органы госнадзора за стандартами всегда были сориентированы на работу с промышленными предприятиями. А сейчас?

— Изменения, произошедшие в эк
ономике, естественно, потребовавшие корректировки традиционных подходов в нашей работе, в том числе и в области государственного надзора за стандартами. Действительно, раньше основное внимание уделялось промышленным предприятиям, которые выпускают на рынок подавляющее количество товаров. Сейчас в связи с преобразованием государственных предприятий в различные общества с ограниченной ответственностью, созданием зарубежных предприятий, развитием сектора индивидуального предпринимательства, определенную долю рынка товаров и услуг «перекрывают» организации негосударственной формы собственности. В целях соблюдения интересов государства, обеспечения безопасности продукции и защиты прав потребителей органы надзора за стандартами стали осуществлять контроль и за этими предприятиями. Анализ, который был проведен нашими учреждениями, показывает, что предприятия и организации негосударственной формы собственности допускают много нарушений в области стандартизации и сертификации. Как результат — появление на прилавках недоброкачественной продукции. Поэтому очень важным представляется постулат об ответственности в случаях выявления фактов выпуска или реализации нестандартной продукции независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

— Насколько действенным является предъявление штрафных санкций к предприятиям, на которых выявлены выпуск продукции, не соответствующей требованиям стандартов? Назовите, пожалуйста, несколько выразительных примеров применения штрафных санкций в последнее время.

— Прежде всего я хотел бы заострить ваше внимание на том, что основной задачей государственного надзора является предотвращение и искоренение нарушений требований к продукции (работ, услуг), установленный в соответствующих законодательных актах, стандартах и других нормативных документах. Штрафные санкции не являются определяющим показателем в области надзора. Главное — заметить вовремя недостаток и подсказать производителю, как его исправить. Например, ежегодно органами государственного надзора за стандартами производится около 4,5 тысячи проверок, охватывающих более 10 тысяч наименований продукции. Только за последние пять лет в 5 тысячах случаев из-за отсутствия нужных условий запрещалось реализация всей продукции, в 23600 — запрет на реализацию отдельных партий на сумму более чем 25,5 миллиарда рублей. Можно сказать, что именно в этих объемах недоброкачественная продукция не попала к потребителю. Какую-то часть ее предприятия были вынуждены Утилизировать или направить на промышленную переработку.

Теперь что касается конкретных ситуаций применения штрафных санкций. Таких примеров много, но если вести речь о «свежие», то, во-первых, приведу факт проверки в апреле УП «Сборщик» ОАО «Лидсельмаш». Было установлено, что бульбасажалки Л-201 и касилки роторные Л-501 не соответствуют требованиям нормативных документов по стандартизации по безопасности и качества: отсутствовали указатели поворотов, габаритные огни, сигналы торможения и т. д. К предприятия была применена штрафная санкция на сумму 41, 4 миллиона рублей.

В феврале проверили ОАО «Волковысский консервный завод». Предприятием были реализованы без сертификатов соответствия напитки, консервированная и маринованные овощи и овощные салаты. Кроме того установлено, что несколько видов продукции реализовано в обход запрета, что была раньше выдано органами госнадзора. В результате применена штрафная санкция на общую сумму 17,2 миллиона рублей.

— Каким образом вообще регламентируется процесс сертификации?

— Правила и процедуры отечественной системы сертификации разработан с учетом мирового опыта и предусматривают схемы, принятые в международной практике. Например, для получения предприятием сертификата соответствии с трехлетним сроком действия на конкретную продукцию или вид продукции необходимо провести испытание образцов продукции в аккредитованных лабораториях, проверить состояние производства, чтобы определить возможности стабильного выпуска продукции с заданными требованиями. Есть также схемы более простые, если сертификат выдается после представления заявителем необходимых документов.

Принципиальность отечественной системы сертификации широко известна и за пределами нашего государства, поэтому структуры, которые пытаются «делать бизнес» на торговле фальсифицированной, недоброкачественной, даже опасной продукцией, не рискуют делать массовые поставки таких «
товаров» в Беларусь. Ежегодно соответствующими учреждениями выдается более тысячи отказов в получении сертификатов соответствия. В значительных объемах бракуюцца продовольственные товары, изделия легкой промышленности, игрушки, электроприборы, средства связи и другое. Напомню, что все это касается в основном той продукции, что ввозимого к нам из-за рубежа.

Современные подходы и методы управления качеством, ввабрали в себя опыт лучших мировых компаний, отражены в стандартах Международной организации по стандартизации (иCO) в так называемой серии иCO девятитысячным

В Беларуси много предприятий уключылися в процесс создания систем управления качеством на базе этих стандартов. Нами создана сеть кансалцингавых учреждений, оказывающих помощь в их изучении и внедрении, а также система органов по сертификации систем качества на соответствие стандартам иCO серии девятитысячных Так что мы держим «руку на пульсе» времени.

SQL - 19 | 0,764 сек. | 7.44 МБ