Календарь

Февраль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Апр »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Архивы

Древний город Казимир действительно был

Алла МАЧАЛАВА

Сейчас на Светлагоршчыне к седой старины — рукой подать. Это стало возможным благодаря научным поискам Сергея Рассадина, доктора исторических наук, профессора кафедры истории и политологии БГТУ. Сначала он предложил общественности гипотезу о существовании в XVии веке города Казимира, что было буквально сенсацией, а если гипотеза подтвердилась … Недавно исследователь вернулся из раскопок и дал интервью корреспонденту «Звезды».

— Сергей Евгеньевич, какие есть аргументы в пользу того, что Казимир был городом и при том именно белорусским?

— В науке принято: если то или иное поселение упоминается в официальных документах в качестве города, то независимо от его размеров и статуса, оно считается городом, а не поселком или поселком. Сегодня мы привыкли к количественных критериев и знаем, что при количестве жителей 5 тысяч человек и более поселение нужно относить к категории «поселок городского типа», однако и теперь не во всех странах придерживаются этого. В белорусском исторической практике есть интересный случай: Барановичи фактически были городом, когда в конце XиX века там образовалась железнодорожная станция, но по статусу это была деревушка. Что касается Казимира, его без никаких оговорок можно называть городом, потому надлежащими бумагами, а точнее — пергаментом, он обладает. Именно на пергаменте в 1643 году был написания привилегий на Магдебургское право. После раскопок появились и археологические подтверждении городского статуса Казимира: во-первых, найдено железная подковочка для сапог — в крестьянский лапоть ее не убьешь, — улыбается ученый, — во-вторых, остатки оконного стекла — в то время как в крестьянских хатах окна зацягвалися бычьим пузырем, а в-третьих, найденная нами кафельная печь просто не могла стоять в курной крестьянской избе. А насчет национальной принадлежности … По привилегии, обладательница Бобруйского староства королева Цэцылия Рената, супруга короля Владислава иV Ваза, в девичестве — фон Габсбург (дочь Священной, — проще, австрийского, императора Фердинанда ии Габсбурга), основала город Казимир, придав ему «немецкое» право на самоуправление. Однако национальная принадлежность заснавальницы не имеет никакого отношения к этнической, культурной сущности города. Хотя, по некоторым данным, поляки-и немцы-военнослужащие там были (польские солдаты и немецкие Батраки на королевской службе у короля Яна Казимира), но это не повлияло на беларускасць города и пока раскопки не дали следов их пребывания там. Я настаиваю на том, что город именно белорусский, — утверждает ученый, — специфических польских или немецких этнических элементов культуры там нет, к тому же находки (бытовая керамика, кафель, кавальския и стеклянные изделия) идентичны тем, что найдены в других белорусских городах. А то, что на одной из изразцов попалось изображение орла, ну так тогда же государство было Речь Посполитая, и неудивительно, что найден монеты с портретом короля Яна Казимира — все это не придавало городу, его материальной культуры в ископаемом состоянии никакой польскасци. Я даже рискну назвать эту местную культуру белорусским вариантом барокко XVии века — высокая европейская культура в восточно-белорусском варианте.

<и>Знакомьтесь, Казимир — …

… — Город, который существовал в XVии веке, общей площадью 5 га, численность населения — несколько тысяч жителей. Есть основания полагать, что здесь кроме ремесленников-кузнецов, были и ювелира, и апрацовшчыки стекла. Возможно, даже было налажено производство стекла.

Как корабль назовешь, ТАК ОН и поплывет?

Цэцылия Рената назвала город, который сама основала, в честь своего сына Владислава Зигмунд Казимира, который никогда не правило, так как умер молодым. Видимо, счастливым имя трагически повлияло на судьбу города. Казимир праиснавав недолго: всего 12 лет. Сергей Рассадин нашел документ, датированный началом XиX в., Который связывает два названия — «Казимир» и «Королевская Слобода». Интересно, что местные жители называют свою деревню «Королева Слобода». Действительно, заснавальницай была женщина. Здесь оригинальный языковой аспект: если бы основал король, то по-польски звучало бы как «королева Слобода», а в женском варианте — «Слобода королевского», или Королевская Слобода. Есть даже документ, в котором город называют то Королевской, то Казимиравай Слободой.

— А как вы отыскали привилегиях, Сергей Евгеньевич?

— Это история уже почти фольклорная, — потирая руки, говорит собеседник, — столько раз я должен был ее повторить, однако к

SQL - 29 | 3,856 сек. | 7.43 МБ