Календарь

Февраль 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв   Апр »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Архивы

Депутаты согласились с изменениями в избирательном законодательстве

Сергей КАРАЛЕВиЧ

Парламентский дневник

Вчера на первом пленарном заседании пятой сессии Палаты представителей Национального собрания Беларуси депутаты сразу в двух чтениях приняли законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов».

Законопроект вносит изменения в законы «О Президенте Республики Беларусь", "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь" и в Избирательный кодекс. Как отметила председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина, избирательном законодательстве теперь не требует концептуальных изменений в части общих требований к проведению и организации выборов и референдумов и позволяет обеспечить полную реализацию избирательных прав граждан. Тем не менее «существует необходимость корректировки отдельных положений Избирательного кодекса в отношении небольшом размере».

Наиболее существенное нововведение — изменение порядка определения результатов голосования при проведении выборов депутатов в местные Советы. В нынешнем законодательстве используется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре и относительной большинства во втором туре, в рассмотренном депутатами законопроекте — мажоритарная система относительного большинства уже в первом туре. Таким образом, избранным считается кандидат, получивший большее количество голосов, а необходимость проведения второго тура отпадет. Вместе с тем сохраняется действующая норма, что при проведении голосования по одной персоне кандидат будет считаться избранным, если получит более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По мнению Л. Ермошиной, такие изменения «существенно упростят процедуру выборов депутатов местных Советов и позволят сформировать в один тур выборов работоспособный орган местного самоуправления, повлечь сокращение бюджетных средств, выделяемых на избирательную кампанию».

Представляя законопроект, Л. Ермошина заметила, что прошлые избирательные кампании выявили недостаточность правового регулирования отдельных вопросов, касающихся предвыборной агитации (организация встреч кандидатов с избирателями и изготовление агитационных материалов). Так, для создания наиболее оптимальных условий проведения встреч с избирателями устанавливаются сокращенные сроки подачи заявлений — не позднее чем за пять дней до проведения такого массового мероприятия, а само заявление будет рассматриваться исполкомом в течение трех дней. При этом не требует получения специального разрешения проведение встречи с избирателями, если она проходит в помещении. Также закрепляется практика определения помещений для встреч кандидатов с избирателями. Что касается агитационных материалов, то они должны будут производиться только на территории Беларуси, что "позволит установить должный контроль за расходованием денежных средств, выделяемых из бюджета».

Практика проведения выборов, считает Л. Ермошина, также требует изменения срока, во время которого не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами или референдумом и прогнозом их результатов. Такой срок будет уменьшен с 10 до 5 дней до выборов и референдума, так как именно за пять дней начинается досрочное голосование.

Во время избирательных кампаний организаторы выборов сталкивались и с такой проблемой, когда лица, которые выделяются кандидатами в депутаты, нарушают избирательное законодательство, однако привлечь их к ответственности невозможно. В связи с этим в законопроекте расширен перечень субъектов, привлекаемых к ответственности за нарушение требований избирательного законодательства. Избирательные комиссии смогут выносить лицам, выделяются кандидатами в депутаты и нарушают законодательство, предупреждении, а при повторном нарушении — отказывать в регистрации кандидатом в депутаты. Также праписваецца ответственность за использование лицами, выделяются кандидатами, материальной помощи иностранных государств, организаций, граждан. За это тоже будут отказывать в регистрации.

Также вчера депутаты рассмотрели два законопроекта, касающиеся образования, — "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам приема в учреждения образования" и "О внесении изменений в Закон Республики Беларусь" Об образовании ". Последний был принят сразу в двух чтениях. Как о
тметил председатель комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович, после его вступления в силу на законодательном уровне будут полностью урегулированы вопросы перевода студентов из одного вуза в другой, из одной специальности или формы образования на другую , а также порядка отчисления из вуза и восстановления в ней. Всеми этими вопросами будет заниматься Министерство образования. Праписваецца в законопроекте и единый порядок перевода с платной формы обучения на бюджетную, а также размеры скидок при оплате за обучение. При этом В. Зданович озвучил просьбу в Министерство образования, чтобы то дало через средства массовой информации четкое толкование применения пунктов, касающихся скидок на оплату за обучение: «… в одних учреждениях образования скидки и перевод предоставляются за достижение высоких показателей в обучении, в других требуют выполнения всех условий — и отличного обучения, и научно-исследовательской деятельности, и активной общественной работе, а такого тройного симбиёзу очень сложно достичь, это крайне редкое явление ».

***

2 октября состоялось и первое заседание пятой сессии Совета Республики Национального собрания Беларуси. В ходе заседания сенаторы заслушали Генерального прокурора Беларуси Петра Миклашевича с информацией о состоянии законности в нашей стране, а также Председателя Высшего Хозяйственного Суда Виктора Каменкова с информацией о состоянии хозяйственного правосудия.

SQL - 19 | 1,363 сек. | 7.43 МБ