Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

«За белорусский суверенитет нет оснований волноваться»

Юрий ЛЯШКЕВиЧ

В прошлый вторник президент Беларуси Александр Лукашенко расставил точки над «и» в деле белорусско-российской интеграции, максимально праяснившы позицию белорусской стороны по этим актуальным вопросы. По словам руководителя нашей страны, дальнейшее сближение Российской Федерации и Республики Беларусь возможно только на основе действующего Договора о создании Союзного государства.

А. Лукашенко считает неприемлемой предложение российского коллеги о денонсации существующего договора и создания какого-то нового документа.

Между тем, 17 сентября произошло еще несколько знаковых событий в области белорусско-российских отношений. В частности, в Москве после длительного перерыва прошло заседание Совета Министров Союзного государства, а в Минске встречались члены Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. и, судя по высказываниям политиков и экономистов, которые брали участие в этих мероприятиях, подходы российского и белорусской сторон по некоторым принципиальным вопросам по-прежнему остаются взаемавыключальными.

Например, Москва упорно настаивает на введении своих денег в качестве единой валюты Союзного государства уже с 2004 года, а не с 2005-го, как это предусмотрено договором. Причем премьер России Михаил Касьянов, вероятно, с целью психологического давления на членов белорусского делегации, заявил, что окончательное решение об этом может быть принято уже в декабре текущего года. Российская сторона одновременно настаивает и на том, чтобы исключительное право эмиссии денег и кредитно-финансового регулирования было у Центробанка России.

В свою очередь члены белорусского делегации не соглашаются с скромной ролью падчарки, которая отводится Национальному банку нашей страны. Петр Прокопович заявил в Москве, что Беларусь не согласна с такими предложениями. По его мнению, единый эмиссионный центр должен состоять из Центробанка, Нацбанка и Межбанковского валютного совета. Причем национальные банки должны осуществлять эмиссии на равных условиях и принципах. Российские экономисты не могли согласиться с таким равноправием и в качестве «откупные» предложили ввести по одному представителю нашей страны в Совет директоров ЦБР и в Национальный банковский совет. Кстати, об этом на пресс-конференции вспоминал и Президент, который такую «вяликадушнасць» пракаменциравав довольно иронически.

Однако разная риторика Москвы и Минска говорит, что единого подхода к введению союзной валюты до сих пор не найдено. Тем не менее, российская сторона настойчиво торопит Беларусь в переходе на единую валюту. Агитировать за это взялся даже вице-премьер России Алексей Кудрин, который заявил накануне, что переход на единую валюту будет способствовать развитию экономики Беларуси.

В среде парламентариев, собравшихся 17 сентября в Минске, согласия было куда больше. и Геннадий Селезнев, и Александр Вайтович однозначно заявили, что первый вариант сближения не может даже обсуждаться, поскольку в нем идет речь о потере суверенитета Беларуси. Что же касается двух других вариантов, то, по словам Председателя Совета Республики, они сильно переплетены и взаимосвязаны.

Г. Селезнев вообще считает, что сегодняшняя публичная развязка союзного вопроса во многом обусловлено застоем в союзном строительстве и в выработке его стратегии. Яркий пример тому — история с подготовкой проекта Конституционного Акта. Уже сколько об этом сказано, а какого-нибудь достойного проекта нет. А все потому, что его авторы не понимают, что должно быть заложено в проект, какая форма государственного устройства должна связывать Беларусь и Россию. и пока президенты не скажут, чего они хотят, продвижения на этом пути не будет, заметил Г. Селезнев. «Мы не можем жить в няведанни — у нас должна быть полная ясность, к которой государства мы стремимся», — сказал спикер Госдумы. и в случае, когда президенты двух стран определятся с вариантом Союзного государства, то и разговор о Конституционный Акт вступит прадметнасць. Кстати, депутаты полностью согласен и с тем, что первым должен быть Конституционный акт, одобренный на референдуме, а после этого можно говорить о создании союзных органов и о выборах парламента. Правда, когда речь снова заходит о единый эмиссионный центр, то и Г. Селезнев начинает говорить то же, что и российское правительство: он не представляет другого эмиссионного банка, кроме Центробанка России.

Таким образом, теперь точно все ждут, когда будет достигнуто согласие между двумя президентами. Однако этот вопрос, очевидно, так просто не решается. Несомненно, за сменой позиций Путина стоят многомиллионные интересы российских бизнесмены и олигархов. и очень хорошо, что это осознает Александр Лукашенко, который во вторник об этом открыто заявил. Вот только бы хватило у него мужества отстоять позицию Беларуси и не поддаться на время ультимативные требования российских политиков.

Судя по обсуждению высказываний президента, которые мне удалось подслушать уже на второй день в общественном транспорте по дороге на работу, большинство наших сограждан полностью поддерживает позицию А. Лукашенко, но некоторые допускают мысль, что у Президента не хватит выпрымки и настойчивости в дискуссии с российскими политиками . Председатель Комиссии Совета Республики по региональной политике Павел ШИПУК имеет иное мнение:

— Мы знаем нашего Президента уже восьмой год, и я полагаю, что это не тот человек, который может поддаться чьим-то требованиям, — сказал он вчера в интервью нашей газете. — Если у него есть собственные убеждения, если у него есть воля для принятия конкретных решений, то никто не сможет на него нажать. Поэтому за белорусский суверенитет у меня нет оснований волноваться. Но, по моему мнению, точную позицию должны занять все ветви власти. Если между ними будут какие-то разногласия, то это будет часть нашего поражения. Поэтому мы должны выработать единую линию.

— А как вы вообще оцениваете высказывания президента? Насколько они соответствуют вашим убеждениям?

— Я считаю, что сегодняшние недоразумения не помешают интеграции. Что же касается тех трех вариантов, которые предложил, а точнее озвучил, Путин (мне кажется, слово «озвучил» здесь более подходит, поскольку, вероятно, он высказывал свое мнение), то первый вариант не укладывается ни в какие рамки. Беларусь и Россия — две самостоятельные страны, и терять свою международную правосубъектность нам нет никакого смысла. Поэтому обсуждать мы можем только два остальных варианта. По моему мнению, дальнейшая интеграция должна осуществляться на экономической почве, на создании равных условий для субъектов хозяйствования. Когда же мы начинаем с политических вопросов, то часто они не получают практического воплощения именно из-за отсутствия экономической базы. Я, например, выступаю за модель, которая является симбиёзам второго и третьего вариантов с одновременным соблюдением Договора о создании Союзного государства. Кстати, вчера было правильно сказано, что мы сначала должны сформулировать модель, а потом подготовить Конституционный Акт.

— До сих пор в российских и белорусских политиков и особенно бизнесменам остается разное видение введения той же валюты. Как, на ваш взгляд, должен решаться этот вопрос?

— Я полностью солидарны с позицией Президента. Что такое эмиссии с единым центром в Москве? Это означает, что Республика Беларусь будет полностью лишена экономических рычагов воздействия на собственную экономику. А без этого мы теряем реальную самостоятельность и сувэрэнитэт. А суверенитет на бумаге белорусам не нужен. Поэтому я думаю, что и в этом вопросе лучше не торопиться, а обдумать как следует все возможные последствия, чтобы потом не жалеть сильно.

— На сегодняшний день ни один из президентов не хочет уступать со своих позиций. Каким вы видите выход из такого положения?

— Вчера этот вопрос был обсужден в депутатским среде. Мы договорились провести сессию Парламентского Собрания в начале ноября в Белгороде. Попробуем предложить услуги парламентариев, чтобы выйти из сегодняшнего кризисного положения. Мы должны озвучить свои мысли, дать понять Президентом, что они должны не только выражать свои взгляды, но и опираться на пожелания парламентариев и народа.

SQL - 19 | 1,127 сек. | 7.41 МБ