Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Всадник скифски в гербе Речице

Сергей РАССАДиН

В публикации «Караван идет», напечатанной в нашей газете 20 декабря прошлого года, было предложено опубликовать интересную историческую находку, которая имеет и практическое значение. Это предложение было сделано известным исследователем, доктором исторических наук профессором Сергеем Рассадиным, начальником Государственной геральдической службы. Сотрудникам службы пришлось найти наиболее ранний вариант герба г. Речице. Как раз сейчас Речицкий Совет депутатов готовится принять решение об утверждении официального символа города.

<иmg alt="Всадник скифски в гербе Речице" tиtle="Всадник скифски в гербе Речице" src="иmages/sиmg.pl?base=07022001.db&c=3&p=26&иmg=RechиzaM.jpg" border=1>

Имею в виду бронзовую матрицу печати, которая теперь хранится в Национальном музее истории и культуры Беларуси. На первый взгляд, печать как печать. Даже маленькая, если судить по находящимся на ней надпись на польском языке: «Печать дворянского депутатского собрания Минской губернии». Действительно, появится раньше чем в 1793 г., когда была образована сама эта губернии, печать, конечно, не могла. Но ее безусловная ценность — в находящихся здесь образах десяти гербов уездных городов. До ноября 1796 в составе Минской губернии насчитывалось 10 уездов, в том числе и Речицкий. Таким образом, герб Речицы именно с этой печати — наиболее ранний (подчеркиваю) с точно известным.

Второй Речицкий герб, «… в белом поле, распущенное знамя розового цвета, на Знамени всадник в латах, в правой руке У него обнаженный меч, а на левой руке щит, на которую двойни крест», конкурировать по возрасту с находящимся на упомянутой печати никак не может. Он был «высочайше пожалован» императором Николаем Первым лишь 6 апреля 1845 Правда, некоторые считают, что подобный герб был получен Речицей еще в XVи веке. Но никакими ссылками на исторические источники это предположение не подкреплено. Наверное поэтому Речицком горисполкомом преимущество и было отдано проекту Государственной геральдической службы, основанный на надежной источники (на образе из печати конца XVиии в.).

Некоторые жители Речицы, в частности П. Рабенок. В эту «Погоню» XVи в. охотно поверили. Мол, «Погоню» во времена Речи Посполитой имел Речицкий уезд. Снова обратимся к упомянутой уже популярной книжки про геральдику городов Беларуси. Ее автор, кстати, как раз и сетует на российских геральдистов XVиии-XиX вв. за то, что они будто зблытали два разных понятия: «герб города» и «герб уезда». Во времена Речи Посполитой в бывший Речицкий уезд в составе Минского воеводства входила ли не четверть современной Гомельской области. Кстати, мои предки, жившие в XVи в. на современной Ветковщине, писались тогда среди знати именно Речицкого уезда. Получается, что на «Погоню» в данном случае могли бы претендовать, кроме Речицы, тоже Гомель, Ветка, Добруш и т.д.

Геральдика — наука точная. По этой причине попытка зачислить в какие-то «древние», кроме речицкой «Погони» 1845, еще Дриссенский и Лепельском, выглядит довольно нелепо. Дело в том, что Дрысе (сейчас г. Верхнедвинского Витебской области) этот герб (кстати, в ее истории первый), пожалован в 1781-м, а Лепеля вообще только в 1856 году.

Конечно, публично исправлять подобные типично любительский ошибки было бы недостойно, если бы статья П. Рабенка «Сделано, да не так» не явился в речицкой газете «Дняпровец» как раз накануне рассмотрения сессией городского Совета вопроса о гербе.

Чтобы обосновать приоритет именно «Погони», г. Рабенок пытается даже как-то дискредитировать более ранний герб Речицы, по его словам, с «ездоков-галаштанникам». Жаль, конечно, что человек, который взялся рассуждать о гербах, довольно поверхностно знает не только геральдику. Между тем, находки со скифских курганов принадлежат к сокровищам мировой культуры и упоминаются даже в школе. Нами проводилось специальное сравнение изображения всадника найранейшага речицкого герба с оригинальными произведениями старажытнаскифских мастеров. Оказалось, что вся стилистика этого образа напоминает скифскую иV в. до новой эры. В частности, такой же вооруженный Пики всадник на золотом гребне из царского скифскага кургана Солоха также сидит на лошади без седла и стремян. Так, грозные Лучники-СКИФ страмёнами еще не пользовались, потому что эта часть кавалерийского снаряжения вместе с кривой саблей начала применяться только с начала сярэдневячча. Такой же, как в речицкого, национальный скифски головной убор можно увидеть на изображениях с другой всемирно известного кургана — Куль-Оба. Кстати, если применять терминологию г. Рабенка, то «галаштанникам» мы должны были бы назвать не только самого Александра Македонского, но и вместе с ним всех древних греков. Таким обычном для нас предметом одежды, как штаны, они вообще не пользовались.

Речицкий герб конца XVиии в. в исторической геральдике Беларуси явление, безусловно, замечательная. Действительно, его неизвестный автор довольно удачно стремился копировать скифски стиль, в то время чрезвычайно популярен. Напомним: знаменитый скифски Мельгуновски курган, вещи из которого стали известны в широких кругах тогдашней интеллигенции, был раскопаны уже в 1763 г.

Но можно спросить: при чем тут, собственно говоря, наша Речица, от скифских степей довольно далека? Однако еще сто лет назад предполагалось совсем иначе. Например, Юлиянам Кулаковским упомянутый старажытнагрэчаским ученым Клавдием Пталамеем скифски город Азангарый на реке Борисфен, то есть. на Днепре, атаясамливався именно с Речицей. В общем, идея происхождения славян от СКИФ, или сарматов, была в XVии-XVиии вв очень популярной: такой точки зрения придерживался и «отец истории российской» Василий Тацишчав, и знаменитый польский историк белорусского происхождения Адам Нарушевич. А произведение Александра Гваньини, в котором идет речь о делах Великого княжества Литовского, назывался, между прочим, «Хроника Сарматыи Европейской».

Мода на античность со временем стала характерной для всей Европы. Поэтому и «ездец Московский», названный позже Святым Георгием, на иллюстрации из книги австрийского посла Сигизмунда Герберштейн получился похожим на древнегреческого всадника и на позднюю изображение в Речицком гербе конца XVиии в. Кстати, неизвестный резчик, который произвела печать Минскому дворянскому собранию, должно быть, хорошо знал вкусы заказчиков. Рядом с Речицком он вырезал также и герб Слуцкий. На голове у Слуцкого всадника — старажытнагрэчаски шлем.

Вот такая интересная история. Надо ли говорить, что каждый художественное произведение, и геральдический также и с области геральдики — это общечеловеческая ценность, несмотря на конкретное национальное происхождение? Это наследие нужно и почитать, и изучать. Надеюсь, что городской Совет Речице все же сделает правильный выбор и в пользу своего исторического всадников Скифскага.

<

SQL - 18 | 0,461 сек. | 7.46 МБ