Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

велосипед

Алесь Костень.

Это слово многим из белорусов, возможно, будет и малознакомым или совсем незнакомым. А означает оно простую вещь — велосипед. Хотя в наших местах именно велосипедом называют эту вещь. Это, разумеется, от польского, так как до 1939-го Западная Беларусь находилась во владении польского государства, а там существовал «ровэж». Причем в том государстве велосипед имел немалое значение. Были даже специальные Велосипедный армейские подразделения. Как вспоминают старики, именно на велосипедах приезжали в деревни польские полицейские. Были и возку, но велосипед преобладал. и вот увидеть крестьянин издалека, что к деревне приближаются пара «ровэжав» — сразу напрямик. А у него дымоход НЕ побелены — оштрафуют. А у кого в ванной котел бурболиць, Самогоночка течет — тоже нужно затушить огонь, перепрятать, ведь найдут: штраф совсем немалый, а то и в отделение, на адсидку. Потом начали полицейские на «ровэжах» искать по деревням и листки, которые падкидвали члены Коммунистической партии Западной Белоруссии. Об этом тоже уже забыто. А между тем наш народный Максим Танк принимал непосредственное участие в этой деятельности. У него тоже был велосипед, потому что был он из довольно зажиточной крестьянской семьи. Полистайте его воспоминания.

Когда же появился велосипед? Само слово происходящее от английского «rоwеr». Так что или не жители туманного Альбиёна его вынаходники? Где-то читал, что одним из изобретений человечества, которые позволили ему быстрее двигаться к новой жизни, было колесо. Видимо, действительно так. А колесо к велосипеду имеет самое непосредственное отношение. Два колеса, рама, сиденье и руль, еще педали и цепная передача — самый классический велосипед. В кинахрониках начала ХХ века можно увидеть очень интересные первичные велосипеды: с большими и совсем маленькими колесами, с сиденьями, которые высоко поднимающийся над землей. Были они и трохколавыми, и чатырохколавыми. Но постепенно велосипед приобрел тот вид и ту отделку, которая стала наиболее рациональной. Посмотрите телевизор: велосипед у нас, во Вьетнаме или Китае, в Европе имеет одинаковый внешний вид. Возможно, есть какие-то различия в механицы, но принцип одинаков. и это простая, по современным меркам, вещь очень хорошо и надежно служит людям на всех континентах.

Еще сто лет назад в наших местах велосипед был особенностью немалой заможнасци. Его мог позволить себе приобрести чиновник, учитель (в те времена учителя получали очень хорошие деньги, например, позволяли себе держать в семье прислугу). Покупали велосипеды и простые люди. Но это был еще не столько средство передвижения, сколько некая забава.

А вот для наших родителей в шестидесятые годах прошлого века велосипед стал уже очень необходимой вещью. Стоил он по тем временам не очень дешево, где-то около пятидесяти рублей, и все-таки из бюджета семьи такие деньги выделялись. Потому что родителям, простым рабочим, надо было добираться на работу. А это у кого-то три, у кого-то пять, а у кого-то и десять километров. Общественного же транспорта в маленьких городках тогда практически и не существовало. Отец, когда начал работать в Поставах на лесозаводе, каждый день отмеривало с деревни и назад по десять километров. Как тут без велосипеда?

Разумеется, мы, пацаны, в те времена не то что о каких-то «Орлята» не знали, мы мечтали только об одном: чтобы родители, приехав с работы, позволили нам вечером пару часов поездить на ихних велосипедах. А вот тут начиналось наслаждение. Асфальтированных улиц в Поставах еще не было. Брук. По площади, где был асфальт, тоже не слишком пакружаняеш. Зато нам повезло, что стояли в Поставах ракетчыки. и от города до места размещения ракет проложили им дороги из железобетонных плит, километров с восемь. Вот здесь и налажвалися гонки. Конечно, гонки — это слишком громко, но нам нравилось. Смотрю сегодня по телевизору на международные гонки велосипедистов, где, кстати, есть присутствие и белорусов, и вспоминаю наши, тогдашние. Не сравнить ни велосипеды, ни уровень, о скорости и говорить нечего. А вот азарт, видимо, одинаков. В наших тогдашних «гонках» самыми неприятными были аварии. и дело не в разбитых коленках, локтях или лбах. А вот когда ломался велосипед — здесь уже не шуточки. До утра надо восстановить. Ну, пробитым камеру, мы ее называли «кихой», заклеивать умели хорошо. А вот если порвался цепь, либо сломалась «звездочка» — здесь уже брались за ремонт всем миром, искали нужные детали, вместе возились. Я бы сказал, и это не какой-то образ, в то время
велосипед объединял нас, сбивал в группу, дружный и бескорыстен. Когда уже стали юнаками, то велосипеды отошли на второй план, появились другие интересы. Но велосипед остался в качестве средства передвижения. Таким он был и после прихода со срочной службы. Таким он является и сейчас. Например, мне без велосипеда, с того времени, как освобождаются дороги от снега, и до тех пор, как снег снова ляжет на дороги, просто не обойтись. На нем быстро добраться до своего поля, на нем скорее посетить кладбище, на нем в конце концов в магазин скорее подскочить. Автомобиля нет, да я его и боюсь, а велосипед — Легко.

Кстати, о автомобилях. Понимаю, что так много велосипедов в азиатских странах. Там уровень жизни соответствует такому средству передвижения. Но Европа, особенно страны его северной части, та же Голландия, Дания и другие — смотришь по телевидению репортажи оттуда — и просто, как муравьи повсюду — велосипеды. Возможно, более совершенные, красивые, но велосипеды. Старая Европа в центрах своих городов однозначно имеет узкие улицы, да и не на узких там много «пробок». Но мне кажется, что здесь есть и еще один фактор приверженности европейца к велосипеду. При их малоподвижным, городским жизни велосипед все-таки требует физических усилий. А ведь это для здоровья полезно. Когда же читаю или смотрю, как на велосипеде подъезжает к своему министерства какой-нибудь европейский министр … Можно улыбнуться — на публику работает. А можно и задуматься: не один из признаков этого самого демократизма? Да и министру, как любому человеку, нужны сильные мускулы.

Увеличилось количество велосипедов и в моем родном городке. Был период — сямидесятыя-восьмидесятые годы, когда их стало значительно меньше. Больше было общественного транспорта, больше появилось в пользовании людей автомобилей, особенно мотоциклов (а мотоцикл же — велосипед в принципе, только движет колесами не человек, а мотор). А сегодня велосипедов стало намного больше. Прайдице по любой улочке любого районного городка — обязательно или абгониць вас через несколько минут, или поедет вам навстречу велосипедист. Много их и за городом, на шоссе. Это, видимо, создает определенные проблемы для безопасности движения, особенно, если на велосипед садиться ребенок. Выход есть. Но в нашем регионе я видел только одну шоссе, где рядом проложена своя, Велосипедный асфальтированная дорожка. Это около Мяделя. и еще о проблемах. Они, со значительным повышением количества велосипедов, явились в милиции. Воруют. От магазинов, от других общественных мест, а то и прямо из земле, пробираясь неосмотрительно людей, которые загоняют велосипед не в хлев или в какую-то пристройку, а просто бросают его близко от весниц. и разоблачить такое хищение, как рассказывали мне сотрудники милиции, очень тяжело. Потому что вор сразу меняет раму, ставить новые, также украденные, колеса. Это наиболее касается старэньких, не одного десятилетия жизни вещей. Новый, совсем другой украшения велосипед вор брать пабаицца. Сейчас практически на любой Велосипедный стоянке у магазина — а есть у нас и такие — видишь: приехал человек на велосипеде, загнал его в решетку. и достает цепь, замыкает.

Разговариваю с малознакомым сверстникам. Учились когда-то в параллельных классах.

— Как дела?

— Да вот велосипед вчера украли.

— В милицию обращался?

— Не буду.

— А почему?

— Я лучше украдут, подберу такой, какой моему соответствовал.

Какая-то цепная реакция получается.

Читатель заметил, что, написав о простых вещах, я люблю обращаться к литературе, приводит цитаты из прозы, поэзии. Ну как обойтись без этого. Воспоминаний, поискал. Есть. и не велосипед, а велосипед. У Григория Бородулина:

Привез парень на велосипеде

Кур и меда кувшин.

<и>Витебская область.

SQL - 19 | 1,150 сек. | 7.39 МБ