Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

В поисках «тридевятом царстве»

Янка Крук

(Окончание. Начало в номере за 7 сентября.)

9-й день после смерти (точкой отсчета является момент смерти, а не момент захоронения).

В этот день нужно посетить храм, заказать поминальную службу, посетить могилу, дома готовится очень небольшой траурный стол. Вспомним: за первый заупокойных стол семья умершего НЕ садилось. Теперь же наоборот: за стол садилось семья и приглашали только 9 человек: тех троих, кто мыл покойного, тех троих, кто делал гроб, тех троих, кто копал могилу. Но никак не больше. Сегодня строгая число участников может сильно варьироваться в сторону уменьшения. В государственной больничной учреждении покойного переодеть, гроб приобретут коллеги в бюро ритуальных услуг, на городских кладбищах трактором выкопают могилу.

40-й день после смерти. Самая главная ужин в структуре заупокойных обрядов. Крайне нежелательно переносить этот стол хотя бы на один день. В этот день душа в последний раз посетит дом, «спаласнецца» в стакане воды, что будет стоять на столе рядом с буханку хлеба и цветами, и адляциць в вы-Рай.

Все остальные правила его проведения полностью повторяют первый траурный стол.

1 год — истекает ровно через год после смерти. Семья снова включается в годовой круговерть. Только жена умершего будет в состоянии траура еще два года. Цикл жизненных отношений семьи приобретет обычный ежедневно-бытовой и праздничный характер.

После года чествование умерших происходило уже в дни агульнарадавых праздников, прежде всего на Радавницу и в Осенние Деды. Как это ни странно, но и здесь фигуравали все те же мистическое цифры. Осенние Дзяды должны отмечаться в третью субботу после Покрова, а Радавница — на девятый день после Пасхи. Кстати, христианский календарь (Пасхалия) тоже держится на цикловой рытмичнасци, в основе которой лежат те же самые лики: 9 и сороковой Так, Сретение отмечается на сороковой день после Рождества Христова, Вознесение празднуют на сороковой день после Пасхи и т.д.

Таким образом, казалось бы, одна часть начальной формулы разгадана, и ее адресом — «Три-Девятое царство» — конкретизированы в пространстве тот мир. Собственно говоря, это не что иное, как кладбище и могила (как колодец), которая «запечатано» могильных камнем.

Но как быть со второй частью хорошо знакомого сказочного зачина: в тридесятом гасударстве»? Зная ключ ко всему метафорически шифра, можно сказать, что это поэтический повтор-уточнение того же «тридевятое» царства. Дело в том, что у христиан католического вероисповедания существует традиция справлять мессу на тридцатый (!) (Три-десятый) день после смерти (то же, что у православных называется «саракавинами»). Они должны были ветхозаветную, иудейскую традицию отпевать человека в течение тридцати дней после смерти: «И увидел все общество, что Аарон умер, и оплакивал Аарона весь дом Израилевых тридцать дней (число, 20:29), «И взошел Моисей с равнин Моавитских на горю Нево, на вершину фасти … И умер там Моисей, раб Господень. Моисею было сто двадцать лет. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах моавитских тридцать дней (Второзаконие, 34:1, 5, 7, 8).

Практически все взрослые слушатели курсов повышения квалификации на вопрос, что за цифры 3 — 9 — 40, безошибочно отвечают, что это структура заупокойных тризну. Однако теперь мне хочется убедить их в том, что перед нами уникальный универсальный код нашей культуры, который лежит не только в основе всех семейно-бытовых обрядов, но и во многих других, порой совершенно неожиданных, обрядовых ситуациях.

Например, в бабушки ацялилася корова, хозяйка точно знала:

3 раза здаившы молоко, можно подпускать теленка;

9 раз здаившы корову, можно варить малодива;

40 раз подоила корову и после этого смело пейте парное молоко.

Некоторые слушатели с недоверием относятся к этой информации и говорят, что все можно «подогнать». Можно все, разумеется. Но зачем, когда наши предки давным-давно всю свою жизнь «падагнали» под большие космические ритмы. То давайте жить в согласии с заветами предков и рытмами Вселенной. От этого хуже не будет. С недоверием, а точнее с нежеланием постичь это и понять, что белорусы всегда жили, как и все остальные народы мира, в соединении с Природой, поэтому и имели высокую культуру народных традиций. Безразлично к ним может относиться только тот, кто не хочет ее изучить и сделать сокровищем своей души. Но мы многое уже отказывали — может, хватит, может, пора понять: человек — тайна и звено природы, он просто не выживет, если постоянно будет жить в некомфортных условиях и дысгармонии с окрестностями.

SQL - 19 | 1,046 сек. | 7.36 МБ