Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

«Ускорить темпы создания правовой базы»

Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Вайтовича А. П. на открытии шестой сессии Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь второго созыва (2 октября 2002 года)

Уважаемые члены Совета Республики, приглашенные и журналисты!

Рад приветствовать вас на первом заседании шестой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Эффективное и устойчивое развитие страны не может осуществляться без достаточно полной, в необходимой степени стабильной законодательной базы, соответствующей современным реалиям государства и учитывает международную ситуацию.

Вся законодательная база, которая регулировала жизнедеятельность страны 11 лет назад, до приобретения государственного суверенитета, не может быть использовано сегодня из-за существенных изменений во всех сферах жизни общества.

Сегодня в стране создается новая законодательная база, соответствующая новым условиям. Многое по ее созданию парламентом уже сделано, но очень многое еще предстоит сделать. и приходится признать, что законодательная база создается пока еще недостаточно быстрыми темпами. Для сравнения: наш парламент за первое полугодие этого года принял 26 законов и кодексов, российская парламент за то же время — 85 законов и кодексов (цифры без учета рассмотренных международных договоров и соглашений). и хотя Россия гораздо больше Беларуси, однако в каждой стране необходимо иметь примерно одинаковое количество законов, чтобы регулировать все сферы взаимоотношений в обществе.

Неполнота законодательной базы отрицательно сказывается, в частности, на функционировании экономической сфере. До сих пор законодательно не урегулированы должным образом вопросы лицензирования видов деятельности, порядок регистрации субъектов хозяйствования, некоторые другие проблемы, которые, в частности, ведет к излишней забюракратызаванасци при принятии решений, способствует коррупции, препятствует развитию малого и среднего предпринимательства. Отсутствие надлежащего правового поля в определенной степени сдерживает также и создание единого экономического пространства в системе Беларусь — Россия.

Перечень проблем, требующих законодательного регулирования, можно продолжить. Но и приведенные примеры свидетельствуют о актуальности интенсификации работы по созданию правовой базы в стране. Пополнение действующей правовой базы декретами и указами Президента Республики Беларусь не меняет общей выводу о недостаточно быстрых темпах ее создания.

Резервы в этой сфере деятельности становятся видавочными из сравнения распределения долей от числа законопроектов, вносимых субъектами законодательной инициативы в российский и в наше парламенты. В верхней палате российского парламента — Совете Федерации (СФ) за первое полугодие этого года рассмотрено 116 законопроектов, из которых 48,5 процента внесенных Президентом и правительством, и 45 процентов внесен депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. В Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь за тот же период времени рассмотрены 43 законопроекта. Все они внесены Президентом или правительством. Такая картина характерна и для прошлого года. Таким образом, наш парламент фактически сам не вносить законопроекты на рассмотрение. Причина такого положения заключается прежде всего в отсутствии финансирования, которое выделяется парламенту на подготовку проектов законов.

Такая работа требует, конечно, определенных дополнительных средств. Кто-то может сказать, что это дорого. Но отсутствие нужных законов стоит стране намного дороже, чем средства, затраченные на их подготовку.

Считаю, что Президиум Совета Республики и Совета Палаты представителей необходимо рассмотреть этот вопрос, выработать согласованную мнению, совместно с исполнительной властью определить в бюджете 2003 средства на разработку проектов законов в парламенте.

Уважаемые коллеги!

Одним из главных вопросов этой сессии является законопроект о бюджете страны на следующий год. Совместно с Палатой представителей, правительством необходимо сделать шаги, чтобы проект бюджета поступил в парламент в этом году намного раньше, чем в прошлом году.

На повестке дня сессии также ряд законопроектов, регулирующих экономическую сферу, таких как Общая часть Налогового кодекса, О естественных монополий» и другие.

С предыдущим планом законопроектной деятельности на эту сессию члены Совета Р
еспублики ознакомлен. Остановлюсь поэтому только на проекте Закона Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь« О свободе вероисповеданий и религиозных организациях », который нам предстоит рассмотреть сегодня. Законопроект вызвал большой интерес в обществе. Совет Республики получил по этому вопросу большое количество писем, в том числе также из-за рубежа. Постоянная комиссия Совета Республики по социальным вопросам вчера провела «круглый стол», где с участием парламентариев, ученых, представителей религиозных конфессий и общественных организаций был рассмотрен этот законопроект. Сегодня нам предстоит принять решение по этому законопроекту.

В парламентской деятельности важное значение имеют парламентские слушания. Актуальность темы слушаний, добрая их подготовка помогают не только законодательной, но и исполнительной власти глубже уникнуць в проблемы, которые обсуждаются, определить свою позицию по поводу первоочередных задач. Большой резонанс получили подготовленные и состоявшиеся в Совете Республики слушания о проблемах присоединения страны к ВТО. Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь недавно одобрили план нормотворческих работ по приведению законодательства республики в соответствие с требованиями ВТО. Создана межведомственная комиссия по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО.

Необходимо и в дальнейшем практиковать проведение в Совете Республики слушаний, «круглых столов», семинаров, выбирая для них актуальную тематику. В этой связи и по многим другим причинам нужно будет кардинально усилить аналитические работу в Совете Республики, для чего в ближайшее время необходимо создать соответствующее аналитическое подразделение.

Уважаемые коллеги!

В межсессионный период не прекращалась межпарламентская деятельность Совета Республики. Активно развивались межпарламентские контакты с Китайской Народной Республикой. В Совете Республики были приняты три делегации этой страны: делегация Усекитайскага собрания народных представителей, делегация Собрания народных представителей провинции Гуандун и делегация Секретариата Постоянного комитета Усекитайскага собрания народных представителей. Активизация контактов с парламентом Китая явилось итогом визита в январе этого года нашей парламентской делегации в Китай.

На прошлой неделе парламентская делегация Беларуси участвовала в работе 171-й сессии Межпарламентского Союза.

В сентябре состоялось заседание Совета Парламентского собрания Союза Беларуси и России. В соответствии с повесткой дня этого заседания был рассмотрен вопрос о роли парламентов Белоруссии и России и Парламентского собрания в белорусско-российской интеграции. Было высказано единодушное мнение о том, что союзное строительство должно вестись на основе соблюдения суверенитета и международной правосубъектности обоих государств. Главной задачей парламентариев признано законодательное обеспечение создания единого экономического пространства в рамках Союзного государства.

В межсессионный время члены Совета Республики также принимали участие в других международных встречах и рабочих совещаниях.

Уважаемые коллеги!

На шестой сессии, как и на предыдущих, нас ожидает важное и ответственная работа. От нашего умения анализировать рассматриваемые законопроекты, сопоставлять их с положениями Конституции и других законов страны, от умения предвидеть особенности их практического применения, возможности возникновения коллизий в правовой практике, от нашей способности предвидеть влияние законов, принимаемых, на условия жизни каждого гражданина, от способности определить, будет ли применение закона способствовать повышению безопасности, благосостояния людей или созданию дополнительных трудностей, ущемление их прав, от этих и других факторов зависит качество нашей работы. Если явные недостатки в проектах законов или возможности отрицательных последствий их применения в случае принятия, то, конечно, нужно их дорабатывать и улучшать.

Задержка с принятием закона обойдется намного дешевле, чем принятие, а затем и применение несовершенного закона.

Успехов вам в работе.

Благодарю за внимание.

SQL - 20 | 0,466 сек. | 7.41 МБ