Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Транзитный тупик

Микола ДЯБЁЛА

Подробности

Зарегистрированные в Литве автаперавозчыки и их гаранты не хотят возвращать белорусского таможни долг в размере 10 миллионов долларов

В Минске белорусские таможенники в очередной раз пытались найти взаимопонимание с представителями Международного союза автомобильного транспорта и литовской ассоциацией ЛиНАВА, которые выступили гарантами автоперевозчиков, что доставляли грузы через территорию нашей страны.

Напомню суть этой проблемы. В прошлом году через территорию нашей страны активно перавозилися грузы из Литвы. После пересечения белорусского границе «фуры» с ценным грузом, чаще всего это была бытовая техника, где-то пропадали, точнее — не даязжали до заявленного в документах место назначения. Таким образом в прошлом году Беларусь недополучила в качестве таможенных пошлин 10 миллионов долларов.

Естественно, наши таможенники не могли и дальше мириться с тем, что через белорусский территорию везут большие партии фактически контрабандных товаров. Поэтому было принято решение об обязательном сопровождении грузов из Литвы. По словам главы Государственного таможенного комитета (ГТК) Беларуси Александра ШПиЛЕВСКАГА, после введения процедуры конвоирования недапаставки товаров к месту назначения уменьшились с 90 процентов до 0,23 процента. Иначе говоря, контрабандистом перекрыли канал. Однако возникла ряд других проблем.

В частности, конвоирование пришлось не по нраву литовском автоперевозчикам.

Во-первых, за услуги по сопровождению грузов надо платить.

Во-вторых, кому приятно ездить под конвоем.

Как результат, снизился грузопоток из Литвы. Это, безусловно, не радует и белорусская сторона. Как отметил глава ГТК, наша страна готова отменить обязательное сопровождение, но только в случае погашения «Таможенного долга». Однако непосредственных должников сейчас не найдешь. По словам Александра Шпилевскага, контрабандным перевозом грузов из Литвы в Беларусь занимались международные организованные преступные группировки. Схема их деятельности очень проста. Контрабандисты, а это были не только литовцы, но и граждане других стран, рэгистравали в Литве «фирмы-аднадёнки», которые по окончании операции останавливали свою деятельность. По самым скромным подсчетам, таким вот способом через территорию Беларуси было провезенных контрабанды на 30 миллионов долларов.

По имеющимся правил выплачивать «таможенные долги» в таких случаях должны организации, выступили гарантами этих автоперевозок. В данном случае это Международный союз автомобильного транспорта и литовская национальная гарантийная ассоциация ЛиНАВА. Но упомянутые структуры отказываются компенсировать Беларуси нанесены кантрабандыстами потери. Ситуация, как честно признался Александр Шпилевски, патовая. и дело даже не в том, что гаранты отказываются платить «таможенные долги». Белорусская сторона настаивает на изменении самой системы транзитных перевозок через территорию нашей страны. Ведь даже когда упомянутая долг будет все же устранены, через некоторое время ситуация может снова повториться. Поэтому белорусские таможенники предлагают ввести систему финансовых гарантий автоперевозчиков. Суть ее очень проста. Каждый грузоперевозчик, имеющий намерение проезжать через территорию Белоруссии, должен оставить в банке на соответствующем счете залог в размере 10 тысяч долларов. После внесения этого залога автоперевозчиков может пересекать белорусский границу сколько угодно раз. Но в случае, если груз не будет доставлен на место назначения и, соответственно, бюджет нашей страны не получит таможенной пошлины, то сумма залога автоматически пойдет в доход белорусского государства. Как видно, честным автоперевозчикам нечего бояться. Они ничем не рискуют и в любой момент могут забрать назад свои деньги.

Между прочим, по словам Александра Шпилевскага, сумма залога не такое уж большое, если учесть, что в среднем таможенную стоимость товара, который перевозит одна «фура», составляет 50 тысяч долларов. Главный белорусский таможенник уверен, что даже при введении системы залога грузы все равно будут «исчезать». Но белорусский государство сможет получить хоть какую-то компенсацию.

Кстати, наша страна проявляет гибкость в вопросе выплаты «Таможенного долга». Александр Шпилевски подчеркнул, что белорусская сторона не настаивает на выплате сразу всей суммы — 10 миллионов долларов. Если к 1 октября будут приняты меры к погашению задолженности, то Государственный таможенный комитет готов отменить сопровождение перевозчиков, входящих в гарантийное объединение ЛиНАВА. Однако пока белорусские предложения литовском стороной не принят.

Поэтому есть опасность, что эта проблема может перейти в своеобразную «таможенную войну» между Беларусью и Литвой. Наша прибалтийская соседка может принять аналогичные меры сопровождения к белорусским автоперевозчиков. Правда, оснований для этого нет. Белорусские автаперавозчыки в Литве ведут себя законопослушно, и только дважды не могли доставить груз к месту назначения. и то не по своей вине: на наших водителей напали рабавники и отняли грузы.

Александр Шпилевски заявил, что в случае введения Литвой каких-то жестких мер против белорусских автоперевозчиков отечественная таможня отреагирует адекватно.

Будем надеяться, что до этого дело не дойдет и проблема решится мирным путем.

SQL - 17 | 1,226 сек. | 7.38 МБ