Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Станислав Буко: «Главная цель нового закона — сохранение спокойной мижканфесийнай ситуации»

Ольга МЕДВЕДЕВА

С мая месяца длится публичное обсуждение нового законопроекта «О свободе совести и религиозных организациях». «Звезда» уже рассказывала о деятельности Экспертного совета при Комитете по делам религий, роль которого согласно новой редакции Закона значительно расширяется (26 июля). Сегодня мы публикуем интервью с председателем Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь Станиславом Буко.

— Станислав Иосифович, какие особенности современной канфесийнай ситуации в Беларуси?

— На начало этого года в республике насчитывалось более 2800 религиозных общин 26 направлений. В 1988 году было зарегистрировано 768 общин 9 конфессий. По данным социологических исследований, которые провел Институт социологии АН Беларуси в 1999 году, около 50 процентов населения в той или иной мере ощущают на себе влияние религии, около 80 процентов верующих считают себя православными, 14 процентов — католиками, 2 процента — пратэстантами. В республике зарегистрировано 1224 православные общины, 432 римско-католические и 270 общин христиан-баптистов … Наиболее динамично развиваются некоторые протестантские конфессии, представленные 1006 абшчынами 15 направлений. Пратэстантами за прошедшие два года были задействованы около половины всех новых культовых сооружений республики. За 14 лет количество общин Союза христиан веры евангельской возросла более чем в 12 раз — с 39 до четыреста девяносто первого В республике зарегистрированы мормоны, бахаи, крышнаиты, свидетели Иеговы, старообрядческие церковь, Реформаторская, Греко-католическая, Лютеранская и др..

— В июле Палатой представителей Национального собрания во втором чтении был принят законопроект О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь« О свободе вероисповеданий и религиозных организациях ». Какие главные причины принятия нового закона?

— Закон «О свободе вероисповеданий» был принят в 1992 году, когда государство впервые после длительного периода борьбы с религией начала налаживать цивилизованные отношения с церковью. Некоторые изменения были внесены в 1995 году. За это время общественная жизнь в республике существенно изменилась. Гражданский кодекс, вступивший в силу в 1999 году, отнес религиозные организации к некоммерческим и рассматривает их как равноправные субъекты гражданских правоотношений.

За прошедшие годы расширилась сфера деятельности религиозных организаций. Они занимаются благотворительностью, просветительской, издательской и хозяйственной деятельностью, образованием, социальной помощью, налаживают международные связи. Роль религии в обществе постоянно возрастает, усиливается ее влияние на сознание людей.

В то же время не прекращаются попытки распространения ранее неизвестных неокультов, оккультизма, тоталитарного сект. Всем известный такие деструктивные секты, как «Белое братство», «Багародичны центр», «Дети Бога», «Церковь Муна» и много других. Эти организации не зарегистрированы, так как их вераванни и культовая практика противоречат действующему законодательству. Однако эти секты продолжают действовать в нашей республике. К сожалению, сегодняшний закон о свободе вероисповеданий не имеет правового механизма противодействия. Эти обстоятельства и вызвавших необходимость изменения законодательства. Жизнь настолько стала другим, что недостаточно было ввести несколько дополнений. Поэтому пришлось пойти на разработку новой редакции закона, а по своей сути — это проект нового закона «О свободе совести и религиозных организациях».

— Кто участвовал в разработке законопроекта?

— Это государственные структуры Республики Беларусь, такие, как Национальный центр законопроектной деятельности, Госкомитет по делам религии и национальностей, Министерства юстиции, Министерства образования, Верховный суд и др.. А также религиозные организации. Законопроект был направлен всем зарегистрированным конфессий. Примечания и предложения, если они не противоречили законодательству, учитывались и вносились в закон.

— Насколько вличвалася мировая практика?

— Безусловно, учитывалось. Внесение в преамбулу закона роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, духовной, культурной и исторической роли Римско-католической церкви на территории Беларуси, неотъемлемости от общей истории Беларуси евангельско-лютеранской церкви, ислама и иудаизма обеспечивает выполнение 15 статьи Конституции: «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия …». Православие существует в нашей стране более тысячи лет, каталицызм — более 700, Ислам и иудаизма — более 600, лютеранство — более 400. Преамбула не носит нормативный характер и не предоставляет никаких дополнительных прав или привилегия для пяти перечисленных религиозных организаций.

Между тем, преамбула соответствует мировому опыту. Например, в Великобритании юридически закреплено понятие «официальная церковь», король должен исполнять обязанности главы англиканской церкви. В Германии официально признан как «субъекты публичного права» Римско-католической и лютеранской церкви, иудаизма, а в некоторых землях и православие.

В статье 15 Конституции Австрийской Республики имеется понятие «признанная законом церковь или религиозное общество», а в статье 16 определено понятие «признанное законом религиозное учение». Исторически признанными считаются Римско-католическая церковь, Аугсбургского, Швейцарская и Православная, иудаизма, Ислам.

Положение о статусе традиционных конфессий также оговорены в законодательствах Дании, Испании, Италии, Финляндии, Франции и других стран.

— Как отстоять дела с религиями на постсоветском пространстве?

— В большинстве стран Восточной Европы законодательные акты о свободе вероисповеданий в последние десять лет были изменены. В 1997 году в Российской Федерации принят новый Закон о свободе совести, в Украине ко второму чтению подготовлен такой же проект. В подобных законах, которые приняты в Литве, Латвии, Чехии, Словакии, закреплены приоритеты исторически традиционных вероисповеданий, предназначенный испытательные сроки для впервые зарегистрированных религиозных направлений, а также установлены определенные ограничения (в Эстонии) для религиозных общин, чьи духовные центры находятся за пределами государства .

— Какие изменения являются главными в новой редакции Закона?

— В проект заложены концептуальные изменения, касающиеся равенства прав верующих и неверующих, создания религиозных организаций, их государственной регистрации и ликвидации, прав и условий деятельности религиозных организаций, расширения полномочий и повышения роли органа государственного управления по делам религии … Суть законопроекта в том, что он может создать барьер на пути религиозной экспансии, препятствовать развитию деструктивных сект и оккультизма, ограничивать действие иностранных миссионеры и при всем этом предусматривает все необходимые условия для деятельности существующих зарегистрированных религий.

Декларирована Конституцией равенство религий и вероисповеданий перед законом предполагает, прежде всего, право на равную защиту закона. Вместе с тем между самими религиозными объединениями, конфессиями не может быть поставлен знак ровнавяликасци по многим объективным исторических причинах. Именно поэтому в статью 8 проекта включено конституционное положение о том, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Это означает, что государство имеет право выбирать для сотрудничества те конфессии, которые представляют большинство верующих и внесшие больший вклад в нашу жизнь.

Увеличено до 20 количество верующих, необходимых для создания религиозной общины. Действующая норма 10 человек упрощает появление псевдарэлигийных организаций, позволяет малой численности верующих откалываться от зарегистрированных общин и создавать радикальные, наиболее фанатичные организации.

На наш взгляд, справедливым является и новый порядок создания религиозного объединения — при наличии не менее 10 общин одного вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляла свою деятельность на тэррыторыи Беларуси 20 или более лет. В республике должны действовать религиозные организации, признаваемые обществом, а такое признание приходит только со временем, то есть, они должны доказать свою лояльность к обществу, отсутствие антизаконные и антигуманных идей и целей в своей деятельности. Этот временный критерий нисколько не уменьшает возможностей религиозных общин по исповедание и распространению веры.

— В своих выступлениях представители некоторых протестантских направлений, например, христиан полного Евангелия, выражают однозначно негативную реакцию на принятие нового Закона о свободе вероисповеданий и религиозных организаций. В чем суть их волнений?

— Верующие боятся, что якобы с принятием нового Закона их церкви будут закрыты, людям запретят совместное чтение Библии, воскресные школы будут устранены, а привезенная литература будет проходить через цензуру. Но причина этих страхов — недостаточная информированность. Ни одна из зарегистрированных религиозных организаций не будет уменьшено в своих правах по новому законодательству. Неправда, что верующие зарегистрированных религиозных организаций не смогут в семье или в кругу друзей молиться, читать Библию. На таких людей не будет распространяться право религиозных организаций. Преследование же граждан за личную или совместное с другими исповедание религии недопустимо по Конституции РБ. Экспертиза религиозной литературы, аудио-видеоматериалов религиозного содержания, которые попадают из-за рубежа, необходимо для того, чтобы не допустить распространения в республике литературы дэструктывными и псевдарэлигийными группами. Зарегистрированные религиозные организации смогут ввозить и распространять свою литературу и кассеты. Обязательным является экспертиза только для материалов, поступающих в библиотеки.

— Какова реакция на Закон со стороны традиционных конфессий?

— Новая редакция Закона поддержана Православной Церковью, Римско-католической церковью, Мусульманским и иудейским республиканскими объединениями, Объединением евангельско-лютеранской церкви. В целом положения нового Закона представляют собой юридические нормы, способствующие наиболее сбалансированным узаемадносинам государства и религиозных организаций, учитывают насущную потребность усиления духовности и морали в жизни нашей страны. Главная цель нового Закона — это сохранение стабильной, спокойной мижканфесийнай ситуации в Беларуси.

— Спасибо за интервью.

SQL - 19 | 1,182 сек. | 7.47 МБ