Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Шанс для Татарки

Сергей ГРИБ

Уже на железнодорожной станции Татарка невольно замечаешь, что это место одинаково не похоже как на деревню, так и на город. Ощущения становятся еще заблытаными через несколько минут «путешествия» вдоль здешних улиц, где двухэтажные «сталинки» разместились по соседству с деревянной частной застройкой, напротив компактного и, видно по всему, некогда ухоженного сквера прыпаркавалися тракторы, а под дорожным знаком в центре мирно отдыхает стадо утят. Между тем, отличительным кажется совсем другое. Так получилось, что долгое время все более-менее значимые события в поселке были связаны с историей местного торфопредприятия.

Почему Татарка получила такую немного странную название, теперь не знает никто. Согласно одному из по-Данн, поселение назвали «в честь» местного жителя по фамилии Татур. Вторая версия кажется еще более прозаическая. Будто в позапрошлом веке наемные рабочие здешней железнодорожной станции в свободную минуту любили заглянуть в придорожный трактир, где хозяйничала татарка. Когда же около пивной стала разбудоввацца деревня, при случае говорили уже по привычке — «пойдем к татарки».

Как бы там ни было, факт остается фактом: небольшого поселения начало развиваться только с постройкой Либава-Роменской железной дороги в 1873 году. Есть даже точные сведения, что тогда с местной станции адгружали ежегодно по 50 тысяч пудов лесоматериалов, которые потом расходились по всей Беларуси. Но слава «крупной лесапилки» оказалось достаточно продолжительной. Исследования, проведенные за «советским» временем, стали полной неожиданностью — десятки километров вокруг занимают месторождения высококачественного торфа.

В 1929 году здесь решают открыть завод, проводят вербовку на предприятие крестьян, активно строят жилье и социальные учреждения. А сразу после войны Татарка официально приобретает новый статус — рабочего поселка. Оно и действительно было так: в создании колхоза на непроходимых болотах не было смысла, для других производственных структур не хватала средств. Почти все здешние жители если непосредственно не добывали торф, то работали «для рабочих» — в магазинах, клубе, доме быта, школе, поликлинике. Торфозавод превратился в своеобразную «визитовку» Татарки. и всего десять лет назад было трудно поверить, что когда-нибудь о тесной «привязке» поселка к предприятию давядяцца искренне пожалеть.

— В середине 1980-х на торфопредприятии работали почти без выходных, — вспоминает председатель Татаркавскага поссовета Александр Маненок. — Здесь было занято около полутора сотни человек, причем, как правило, одна молодежь. и неслучайно. До 70 процентов продукции шло на экспорт — в Венгрию, Польшу, Италию, Францию, Германию, Голландию, иарданию, Саудовскую Аравию. Заработки были 500-700 рублей. Согласитесь, показатель по тем временам более чем приличный. К тому же предприятие удерживала большую социальную инфраструктуру и строила жилье.

…Почти невероятный стечение обстоятельств. Все произошло в течение буквально нескольких лет. Сначала, после распада СССР, исчезли «союзные» экспортные контракты. Потом пришли сведения, что Литва и Латвия установили на своей территории 24 новых прессы и тем самым «отрезали» прежние рынки. Обвал сельского хозяйства привел к тому, что неплатежеспособные колхозы и совхозы были вынуждены отказываться от торфа на удобрение. Последней каплей стало уменьшение производства на традиционном предприятии-партнеры — минском ПО Интеграл. Последствия в Татарцы почувствовали сразу. Цех «интэгралавскай» упаковки пришлось резко сократить, цех штамповки — вообще закрыть.

Падение объемов добычи и переработки отразилось на размерах заработков. Было время, когда долги по ним достигали 3 месяцев. Но не самое худшее: единственное в поселке предприятие столкнулось с проблемой «лишних людей». Точнее, люди начали увольняться сами. Количество занятых на торфопредприятии уменьшилось практически на треть. Благо, благодаря железной дороге Татарцы удалось избежать массовой безработицы. На дызели к Осиповичах минут двадцать, поэтому кто-то из бывших рабочих устроился на заводах и фабриках райцентра. и не только. Несколько женщин показались стрелками охраны военных складов …

…Ради справедливости, торфопредприятия не оставляют с проблемами один на один. Первым шагом стала передача на баланс районного бюджета ряда социальных учреждений — школы, детского сада, больницы. Уже это позволило сэкономить немалые деньги. Тоже пришлась кстати помощь концерна Белтопга

SQL - 17 | 0,864 сек. | 7.39 МБ