Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Расплата за блага цивилизации

Надежда НиКАЛАЕВА

…жители мегаполиса рискуют здоровьем на каждом шагу

Жизнь в большом городе, безусловно, имеет много преимуществ: трудоустроиться здесь легче, получить качественное образование и квалифицированную медицинскую помощь проще, а мест для времяпрепровождения в городе — сколько угодно. Но за все блага цивилизации приходится платить собственным здоровьем: соседство с промышленными объектами, невероятное количество автомобильного транспорта, городской шум делают проживание в мегаполисах малакамфортным для человека, не случайно на Западе состоятельные люди стремятся строить себе жилье преимущественно вне городскими пределами, в так называемых «зеленых зонах». Престижность жилья и цены на него во многих развитых странах мира напрямую зависят от экологической чистоты территории и … присутствия там факторов риска для здоровья.

НЕПРИЯТЕЛЬ номер один — «изношенных» автомобили

Пространственное распределение загрязнения в городе зависит от множества причин: это и концентрация промышленности, и топографической особенности местности, и микраклиматычныя условия.

На сегодня выбрасывают в атмосферу загрязняющие вещества 1400 предприятий и организаций, расположенных на территории столицы. Однако основным источником загрязнения воздушного бассейна остаются в Минске выбросы автотранспорта: в прошлом году на долю автотранспорта пришлось около 83 процентов суммарных выбросов. Вместе с адпрацаваными газами автотранспорта в атмосферу попадают до 200 разнообразных химических соединений, в том числе бензол, формальдегида, фенол, аксид углерода, дыяксид азота, дыяксид серы и т.д. Основные места загрязнения расположены вдоль автамагистраляв с интенсивным движением транспорта, особенно в тех пунктах, где по условиям дорожного движения изменяется режим работы двигателей автотранспортных средств — около светофоров, на остановках общественного транспорта, на перекрестках дорог и поворотах. Вообще в Минске зона повышенного загрязнения воздушного бассейна формируется в юго-восточной и центральной части города, что обусловлено ее мощным промышленным потенциалом (там функционируют автомобильный, тракторный заводы, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и т.д.), розой ветров, особенностями рельефа (для столицы характерный уклон местности в сторону юго-востока), большой интенсивностью автотранспорта и систематическим возникновением в центре города «острова тепла». Положение осложняется еще и том, что в Минске из-за радиально-кольцевого расположения улиц возникают проблемы с циркуляцией воздуха.

Учитывая активные темпы автамабилизацыи минчан, нетрудно предсказать, что если городскими властями не будут приниматься надлежащие меры, то в недалеком будущем Минск, как и Рим, и многие другие европейские столицы может быть объявлен зоной экологического бедствия. Тем более что автамабилизацыя белорусов имеет свои национальные отличия: подавляющее большинство приобретаемых нашими гражданами авто имеют очень большие сроки эксплуатации.

На карте Минска можно найти сегодня достаточно зон, забудоввалися, мягко говоря, не совсем продуманно. Один из самых красноречивых примеров — это Немига, где был возведен крупный жилищный и торговый комплекс, а вот про автостоянки для автотранспорта праекцировшчыки НЕ позаботились. На Плоскостные автостоянках мест для всех не хватает, и автомобили стоят в очереди с работающим двигателем или «нарезают» круги, ожидая, пока освободится место. Специалисты утверждают, что у людей, которые оказались заложниками этой ситуации, очень высокие уровни риска, тем более что при длительном воздействии на организм канцерогенные сочетании представляют серьезную угрозу даже если их содержание в воздухе соответствует нормативным величинам.

Идея строительства многоуровневого паркингу на Нямизе была воспринята минчанами в штыки. Однако, по мнению специалистов Минского городского центра гигиены и эпидемиологии (МГЦГЭ), иного способа улучшить там локальную экологическую ситуацию не существовало и не существует. Врачи-гигиенисты и эколаги рассматривали несколько вариантов строительства паркингу (в течение девяти месяцев адбиралися образцы воздуха и производились расчеты по рассеиванию вредных веществ). По их мнению, это тот случай, когда улучшением можно считать даже незначительное снижение риска при существенном повышении качества социальной инфраструктуры в этой городской зоне.

Привокзальная площадь ранее также представляла собой локальную зону экологического бедствия. О
днако после ее реконструкции и правильной организации автомобильного движения ситуация изменилась там в лучшую сторону. Есть еще одно обстоятельство, которое смущает минчан — это увеличение в городе количества автозаправок. Кажется, что они растут, как грибы после летнего дождя. Но специалисты МГЦГЭ видят в этой ситуации свои плюсы. Достаточно вспомнить советские времена, когда для того чтобы заправить свой автомобиль, нужно было проехать через весь город. А если автозаправочная станция размещается с учетом санитарных норм и возможного воздействия на прилегающие к ней жилищные кварталы, и автомобили не задерживаются там больше 5-10 минут, никакой опасности для населения она не представляет.

КАК спасаясь от шума?

Если про «качество» воздуха в районе своего проживания минчане могут только догадываться, то не замечать вокруг себя шум — очень проблематично. Для примера, во время измерений в микрорайоне Лошица, который находится в непосредственной близости от аэропорта «Минск-1» шума от самолетов, было установлено, что шум превышает там допустимые значения на 20 дБА. Стоит ли удивляться, что крысы, как правило, не селятся поблизости от аэропортов …

По результатам, проведенных в прошлом году специалистами МГЦГЭ исследований, превышение допустимых уровней шума от улично-дорожной сети было зафиксировано в 40 контрольных пунктах на столичных магистралях из 43 исследованных. Наиболее неблагоприятные по шумовой загрязнению в Минске — улице Орловская, Уральская, Московская, Долгобродская, Я. Коласа, Аранская, Сурганова, В. Хоружей, проспекты Притыцкого, Дзержинского и Партизанский проспект.

Сегодня частично проблема автотранспортного шума решается с помощью перераспределения автотранспортного потока, вывода грузового автотранспорта на кольцевую автодорогу и обновления парка общественного пассажирского транспорта. В прошлом году удалось несколько снизить шумовые нагрузку на проспекте Независимости, что улучшило акустическую ситуацию на центральной городской автомагистрали.

Сотовая связь: вред или польза?

Если анализировать характер обращений минчан в городскую санэпидслужбы, то нетрудно прийти к выводу, что горожан серьезно беспокоит соседство с антэнами сотовой связи. Возможно, многим будет интересно узнать, что на здании Минского городского центра гигиены и эпидемиологии также установлена антенна, но никто из ее работников не паникуе.

Еще до начала строительства место установки базовой станции обязательно согласовывается в территориальных органах государственного санитарного надзора. Разрабатывается строительный проект, в котором обязательно указываются технические характеристики станции: мощность, частота излучения и диаграмма направления излучения.

После завершения строительства проводятся пусконаладочные работы и измерения, на основании которых выдается санитарный паспорт — документ, подтверждающий безопасность использования объекта и устанавливает ограничительные зоны застройки и санитарной охраны. Электромагнитное фон вокруг всех ретрансляторов постоянно контролируется санитарной службой. Поверхностная плотность потока мощности проверяется с помощью специальной аппаратуры: в 90 процентах случаев излучение от базовых станций вообще не фиксируется прибором, поскольку оно в десятки раз ниже принятые во всем мире стандарты (в Беларуси допустимая норма электромагнитного излучения составляет всего 10 микрават на кв.см ). За все годы работы в Минске базовых станций пока что не было зафиксировано ни одного отклонения от санитарных норм.

Специалисты утверждают, что меньше всего поводов для беспокойства за свое здоровье у людей, у которых базовая станция установлена непосредственно над головой, поскольку они находятся в так называемой «мертвой зоне»: излучение распространяется только в сторону, а вертикально вверх или вниз антенны практически не излучают . Опасная зона находится на одном горизонтальном уровне с базовой станцией и не превышает 30 метров. Излучение уменьшается пропорционально квадрату расстояния (если расстояние от источника излучения увеличивается вдвое, мощность излучения уменьшается в 4 раза и т.д.). Чем выше расположена антенна, тем меньше ее возможное воздействие на человека. Для обеспечения нужной высоты операторы часто устанавливают специальные мачты. При этом антенны используются только направленные, которые отправляют сигналы в определенном направлении, который согласовывал
ся еще на стадии проекта.

SQL - 19 | 1,308 сек. | 7.41 МБ