Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

От качества работы — к качеству жизни

Европейский неделя качества

В 40-е и 50-е годы мы много говорили о героях войны. В 60-е годы образцами для подражания стали космонавты. Сейчас чаще можно услышать о лидерах в области качества, поскольку их вклад в экономику любого государства становится все более значимым.

Форд, Мэри Кэй, LG — этими и многими другими именами названа лучшая мировая продукция, это действительно герои. Они пришли к такой славы потому, что учитывали запросы потребителя и олицетворяли замысла в производство, в результате потребитель покупал то изделие, который его устраивал.

Успех продажи на рынке зависит не только от того, в какой степени качество продукции соответствует стандартам, действующими в стране, но и от того, насколько реально ее воспринимает и оценивает покупатель. Качество имеет решающее значение, определяет сущность бизнеса, его направление и шансы на успех.

Сегодня от умения вправлять качеством и обеспечивать качество зависит уровень жизни человека, национальное богатство и престиж государства.

Вот почему с 1989 года по инициативе Европейской организации каждый второй четверг ноября отмечается Всемирный день качества. В этот день в большинстве государств мира проводятся мероприятия, цель которых — продемонстрировать значимость качества продукции и услуг в обеспечении достойной жизни граждан и устойчивого развития стран.

С середины 90-х годов в рамках Всемирного дня качества ежегодно проводится Европейский неделя качества. В 2006 году Всемирный день качества отмечается под девизом «Качество в Европе: лучший опыт — для лучшей жизни». В нем выражено стремление провести широкий обмен опытом в достижении высокого качества во всех отраслях экономики и социальной сфере, в производственной деятельности и в управлении, и поставить на службу обществу все лучшее, что накоплено в этой области.

Сегодня предприятия стремятся выжить в острой конкурентной борьбе. Условия этой конкурентной борьбы постоянно меняются и становятся более жесткими, меняется сам рынок. Он становится перенасыщенным, и требования к качеству товаров и услуг усиливаются. А что же дальше? А дальше — тоже качество, но только еще «более качественная».

Человечества на исходе каждого столетия подводит итоги и задумывается о будущем. и хотя понятно, что границы веков условны, от соблазна прогноза трудно удержаться. Да и все обстоятельства подталкивают к этому. Прочитайте многочисленные публикации в самых различных журналах, послушайте доклады на конференциях, поговорите с соотечественниками и зарубежными коллегами — и вы увидите, что сейчас происходит формирование критериев новой научно-технической революции, которая станет одной из первых в XXи веке, и которой суждено в значительной степени изменить облик мировой цивилизации. За туманом времени трудно разглядеть слова на многочисленных лозунгах, но, видимо, чаще всего встречается слово «качество», хотя, конечно, встречаются и иные призывы.

Всякая глобальная научно-техническая революция разворачивается одновременно по многим направлениям, превращая все сферы жизни и деятельности человечества.

Рассмотрим перемены, которые идут параллельно в: процессах производства; отношениях между людьми в процессе производства; организационных структурах; отношениях между организациями.

В сферах производства мир стоит перед лицом отказа от массового производства, которая сформировалась еще в конце ХиХ-начале ХХ века под влиянием Ф. Тейлора при активном участии таких выдающихся личностей, как Г. Форд и другие.

Колесо истории делает очередной оборот. На смену массовой производства идет новый тип производства, который принципиально меняет саму цель производственного процесса.

Здесь традиционная задача выпуска большего количества однотипных изделий, отвечающих требованиям времени (с их потребитель должен выбрать то, что подходит для него) заменяется задачей производства именно такого изготовления, который нужен этому потребителю, в конкретном объеме и в нужное время. Иными словами, происходит возвращение к умельца-ремесленников, который производит специально для конкретного заказчика нужное именно ему изделие. Но это возвращение происходит на современных техническим и технологическом уровнях, если умелец-ремесленников превращается в профессионала-многастаночника и с помощью современных технологических возможностей и на современном оборудовании производит индивидуально ориентированную продукцию. Да и сам ремесленников работает не один, а в команде. Такой подход требует значительно меньших инвестиций для достижения эквивалентного или даже лучшего эффекта, чем при массовом производстве. Кроме того, здесь видна явная ресурсосберегающая направленность.

Следует понимать, что дело не сводится только к организации производства по этой схеме. Необходимо переосмыслить логику и технологию производства, что неизбежно ведет к переменам ментальнасци, или, как сейчас часто говорят, к изменению культуры организации.

В сфере производственных отношений происходит отказ от командно-административной структуры взаимоотношений и переход к системе сотрудничества: «Мы вместе делаем одно дело». Причина вовсе не в каким-то новым всплеска человеколюбия, хотя в этом и не было бы ничего плохого. Давление жесткого конкурентоспособного рынка на производителя так быстро усиливается, что уже сейчас становится невыносимым для все большего количества фирм.

В этих условиях предприятия не могут позволить «разбазаривания», неэффективного использования человеческого потенциала. Обучение всех сотрудников становится обязательным элементом деятельности организации. Оно должно обеспечивать на деле реализацию принципа непрерывного совершенствования. Но и этого мало. Человек — существо творческое. Поэтому важно, чтобы у него не было бездумной механической работы, которая изматывает. Важно дать творческую пространство, тогда он «обратит горы». Значимым является именно творческий элемент, заключенный в строгие рамки актуальных проблем организации.

Известно, насколько важна роль организационных структур в бизнесе. Но было непонятно, как эти структуры взаимодействуют с требованиями обеспечения качества продукции и услуг. С одной стороны, всегда существовала тенденция к укрупнения организаций. В большей организации больше ресурсов разного рода, сильное влияние и т.д. С другой стороны, малые фирмы на практике оказались более гибкими. У них нет абюракрачвання технологий и процедур принятия решений. Сочетание ориентации на потребителя с вовлечением персонала привело к созданию проектного стиля управления.

Идеология управления бизнесом, построенная на вышеуказанных принципах, описанных в англоязычной литературе, получившей название (TQM) Total Qualиty Managment. В отечественной литературе в последнее время появляется информация о методах и идэях TQM. Можно на основании всего, что происходит в мире, сделать какие-либо общие набросал завтрашнего развития? Дело рискованное, но все же … Видимо, мир вступает в новую эру развития.

Похоже, что новая эпоха потребует от человечества гораздо большей интэграванасци, чем когда бы то ни было раньше. Уже сейчас говорят, что на земле нет ни одного легкового автомобиля, полностью произведенного усилиями одной страны. Это заставляет о многом задуматься, не забывая о том, что глобальная политическая и экономическая перспектива связана с интеграцией Республики Беларусь в международную экономическую пространство. А сформированная вовремя принципиально новая национальная система стандартизации в РБ — это результат перемен в белорусском экономике, развития рыночных отношений и внешнеэкономических операций, снятия лишних барьеров, подготовки вступления Беларуси во Всемирную Торговую Организацию.

Приходится признать, что роль государства и наций на мировой арене начинает меняться. Понятно, что такое развитие приведет к повышению роли международных и межнациональных обменов идеями, чему в немалой степени способствует такое достижение, как Интернет.

Есть основания полагать, что будет иметь продолжение бурное развитие в разработке международных стандартов в области качества, который волнует все государства. Возросшая потребность всех государств во внедрении международных стандартов ИСО-9000 дала в Республике Беларусь положительные результаты, потому что внедрение именно этих стандартов подталкивает предприятия стремятся к тому, чтобы получать высокие производственные результаты с найменшыми затратами. А это не что иное, как уменьшение себестоимости продукции, снижение цены и в результате — улучшение качества жизни людей.

Николай Василевский,

директор Лидского центра стандартизации, метрологии и сертификации.

SQL - 18 | 1,668 сек. | 7.48 МБ