Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Общество должно помогать только тем, кто нуждается в помощи

С первым заместителем министра финансов Анатолием Сверж беседует наш корреспондент

— Анатолий Иосифович! В последнее время все активнее ведутся разговоры о пристального необходимости упорядочения льгот. Люди, особенно старшее поколение, волнуются — вдруг лишат … В то же время, наверное, все понимают, что и дальше предоставлять такое количество льгот, решения о которых принимались давно, в иной социально-экономической обстановке, для бюджета — задача очень сложная. Есть данные о том, сколько граждан в стране пользуется ими?

— Да, конечно. Так, льготы по проезду на пассажирском транспорте общего назначения предоставляются 6,7 миллиона человек, по налогообложению — 5,3 миллиона, по медицинскому обслуживанию и санаторно-курортному обеспечению — 4,9 миллиона, по оплате жилья и коммунальных услуг — более чем миллиону человек . В сфере образования них имеют 0,7 миллиона человек, по предоставлению услуг связи — 0,3 миллиона. Получателями льгот являются примерно 62 процента семей, причем на каждую в среднем приходится по две льготы!

— Цифры впечатляющие. Какие же затраты несет бюджет?

— Дело даже не в абсолютных суммах, которые, поверьте, очень и очень значительные. Действующая же система льгот, как уже отмечалось, сложилось давно, во времена СССР. Тогда она была адекватной возможностям страны. На сегодняшний день она во многом устарело в главном — в подходах, в эффективности. Наверное, все понимают, что должны быть другие, более современные подходы, принципы работы этой системы. Теперь же льготы и социальные выплаты охватывают очень широкий круг отраслей и сфер отношений, порождают существенные скажэнни в области доходов, цен, тарифов, налогов. Что влечет применение механизмов бюджетного и внебюджетных перекрестного субсидирования. Как результат — снижается временем качество и ассортимент оказываемых услуг. Таким образом, в впарадкаванни этой системы заинтересованы не только бюджет, но и сами граждане, получающие какие-либо льготы.

— Все это так. Но, согласитесь, подходить к этому надо крайне взвешенно и избирательным. Возможность же пользоваться одинаковой льгот в различных граждан разная. Отсюда и расходы на них отличаются в несколько раз. Например, льгота по оплате за электроэнергию. Одно дело в деревне, где у одинокой бабушки в доме одна лампочка. и совсем другое, если в городской квартире с такой же бабушкой, которая имеет те же льготы, живут ее дети и внуки, где полный набор электробытовой техники. Опять же, в деревне или райцентре в льготников совсем другие возможности по получению лекарств, чем у жителей крупных городов, не говоря уже о столицу.

— То, что действующая система льгот не соответствует критериям социальной справедливости и эффективности — очевидно. Примеры, которые вы приводил, — это одна сторона социальной розни. Есть и второй. Льготы же устанавливаются по формальной признаку — принадлежности гражданина к той или иной социальной группы. При этом не учитывается их материальное положение, объективная потребность в них. Вот и получается, что в 2000 году четверть всей суммы социальных льгот получили семьи с высокими доходами, так называемой высшей квинтыльнай группы, 23 процента и 21 процент — четвертой и третьей, и только 17 процентов и 15 процентов — второй и первой. При этом размер социальных льгот семьи с высокими доходами в среднем в 1,7 раза превышает величину льгот, получаемые семья с низкими доходами.

Очевидно, что основная часть льгот поступает тем, кто не чувствует в них очень большой нужды. Или вообще не нуждается. В то время люди, для которых льготы — существенная подмога, только частично могут пользоваться этими возможностями.

— Какой же выход видится из такой ситуации?

— Если большинство населения страны получает различные льготы, резкие и кардинальные изменения в такой системе просто невозможны. Поэтому упорядочение ее необходимо проводить взвешенно и последовательно, начиная с тех изменений, которые в наименьшей степени отразятся на материальном положении граждан.

Работа предстоит непростая. Как показал анализ нормативных правовых актов, те или иные изменения должны быть внесены в многие из них.

С учетом количества получателей тех или иных льгот и величины затрат на них, вполне обоснованным выглядит предложение о целесообразности внесения изменений в порядок предоставления и финансирования наиболее распространенных и затратных. Как мы уже называли, это льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, по медицинскому обслужив

SQL - 15 | 1,032 сек. | 7.41 МБ