Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

«Нам порой не хватает культуры торговли …»

Так отметил в ходе беседы заместитель министра иностранных дел страны Александр Михневич, ответственным за вопросы внешнеэкономической деятельности

— А культура торговли, которая включает в себя строгую обязательность в выполнении всех пунктов заключенных контрактов, своевременность оговоренных поставок и т.д., сегодня становится все более важным фактором для многих иностранных фирм в выборе того или иного партнера. и это понятно. Сегодня на мировой рынок вышли с аналогичной продукцией многие производители, это продукция примерно одинакова по цене и по качеству, и в таких условиях те же иностранные фирмы все большее внимание обращают именно на обязательность своих потенциальных партнеров, их добросовестность. При этом следует иметь в виду, что сегодня практически вся Европа работает «с колес», и, конечно, обязательность и точность тех же поставок в таком случае имеет особое значение …

Во многих же наших производителей поводу всего этого нередко свое понимание. Например, нужно, согласно записью в контракте, выполнить свои определенные обязательства перед партнером, скажем, до 20-го числа — считаем, что не произойдет ничего страшного, если сделаем все и дни на два позже. Ну, вот был недавно в Дании — там привели пример относительно, скажем так, опыта работы с зарубежными партнерами наших текстильщиков: они не только оказались не готовы выполнить свои поставки в оговоренный срок, а даже не сочли нужным предупредить о соответствующей задержку своих зарубежных партнеров. Между тем, последние до сих оговоренного срока направили в Беларусь свой транспорт, который, разумеется, вынужден был простаивать; сами же они при этом подвели своих последующих партнеров … Конечно, такой опыт нам не нужен. Кстати, могут быть разные ситуации, могут случаться и те же задержки при исполнении контрактов, но эти задержки должны рассматриваться как исключение, а иностранный партнер отношении всего должен быть хорошо информированы. Обязательность и добросовестность во всем, что касается выполнения заключенных контрактов, — именно это прежде и имеется в виду под культурой торговли, которой нам надо хорошо учиться.

— Александр Юрьевич, вопросам внешнеэкономической деятельности в целом и внешней торговли — в частности в стране уделяется особое внимание, а экспорт, как известно, объявлен приоритетом в нашей экономике. Соответственно, с тем, чтобы иметь более ощутимые сдвиги в этом деле, в этом году проведена реорганизация структуры управления внешним торговлей и внешнеэкономической деятельностью. Или принесло это свой положительный результат?

— Прежде всего напомню, что все соответствующие функции разделены между тремя министерствами: иностранных дел, торговли и экономики. Так, непосредственная работа с предприятиями — экспарцёрами и импарцёрами, или выдача лицензий, проверка контрактов, контроль за соблюдением установленных сроков поступления в страну валютной выручки, выставочная деятельность и некоторые другие вопросы возложены на Министерство торговли. За нашим же министерствам сохранились более общие функции по созданию договорной, юридически-правовой базы, соответствующих условий в области внешнеэкономической деятельности. За нами — определение политики и в области таможенного тарифного регулирования. Наша министерства также выступает главным переговорщиком с другими странами и международными организациями по вопросам, связанным со вступлением Беларуси во Всемирную торговую организацию.

МИД отвечает и за вопросы унификации внешнеторгового законодательства в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Наконец, на него возложены антидемпинговых политика и анализ статистики внешней торговли …

Что дал такой разделение функций? Мы пока что реально работаем в таких условиях полгода, и этого, наверное, мало, чтобы дать точный ответ на поставленный вопрос. Разве что можно точно говорить о обоснованность наделения определенными функциями Министерства торговли. А вообще, думаю, это не предел в совершенствовании структуры управления внешним торговлей и внешнеэкономической деятельностью в целом.

— Вы сказали, что за вами — анализ статистики внешней торговли. и что этот анализ показывает сейчас, почему вопросы внешней торговли вызывают озабоченность у руководства страны?

— Мы пока что не укладываемся в прогнозные показатели внешнеторгового оборота: в частности, темп роста экспорта должен составлять 7,5 процента, а мы имеем около 2,5. Это нас очень тревожит, но вместе с тем мы надеемся, ч
то к концу года выйдем на прогнозный уровень (как правило, в последние месяцы года субъекты хозяйствования наиболее активные во внешнеторговом плане).

По итогам 7 месяцев резко увеличился импорт, и мы сейчас анализирует, почему это произошло и на которые позиции приходится рост. При этом хочу отметить: такой анализ нам нужен не для того, чтобы каким-то образом ограничить тот же импорт — следует учитывать, что он у нас на 90 процентов стратегический и критическое.

Следующая тенденция: у нас, к сожалению, практически нет роста экспорта в Россию и страны СНГ. и это плохо: терять рынки этих стран нам никак нельзя, их с удовольствием займут наши западноевропейские партнеры. Для нас хорошо понятны причины такого положения: в России и странах СНГ аднавився собственных товаропроизводителей, и там возросла конкуренция. Но есть и другие вопросы. Нас, по сути, ограничивают в поставках лекарственных препаратов, алкогольных изделий, сахара из тростника. Эти вопросы, конечно, нужно снимать, и соответствующие переговоры с Россией ведутся.

и уже такая, на этот раз положительная, тенденция: более чем на 16 процентов вырос экспорт в страны дальнего зарубежья, а там, отмечу, очень трудно торговать … Идет также выравнивание сальдо внешней торговли …

— Александр Юрьевич, выше вы назвали как положительную тенденцию (и это, конечно же, действительно хорошо) рост экспорта в страны дальнего зарубежья. Но не произошел этот рост за счет цен, т.е. за счет их занижение, или, скажем, простого наращивания физических объемов?

— Ну, там очень жестко следят за тем, насколько цена продукта соответствует внутренним расходам на него; словом, следят за тем, чтобы кто-то, как обычно говорят, не демпинговым. Вообще же экспорт не является убыточным, его рентабельность находится на уровне 10-12 процентов, хотя этот уровень и является относительно низким. Впрочем, в данном случае немалую роль играет валютный курс … Однако продолжу про цены. Стоит при всем том, что сказано выше, также отметить: они в целом в мире имеют тенденцию к падению. и это понятно: повышаются техническая оснащенность, технический уровень производителей, производительность труда. На динамику цен влияют и другие моменты. Скажем, на Западе появились заменники капролактама, и это сразу почувствовали на нашем гродненском «Азоте».

Касаясь вопроса цен, отдельно хочу остановиться на таком моменте, как гибкость наших производителей-экспортеров в формировании ими тех же цен. В частности, это касается взаимосвязи между ценами на сырье и ценами на готовую продукцию из нее. Всем известное такое понятие, как сезонность цен на сырье. Например, та же хлопок, которую мы импортирует в немалой численности, в разные периоды года стоит от 900 до 1400 долларов за тонну. и это во всем мире соответствующим образом отразится на ценах на ткани. Наши производители на это практически не реагируют и, как правило, в наиболее «легких» периоды загоняют в себестоимость тканей все другие свои расходы. Разумеется, конкурировать им после этого на других рынках очень нелегко.

— Наверное, нельзя здесь не сказать и о явно искусственные ограничения той же ценовой гибкости экспортеров. Касается это определяемых сверху так называемых индыкатывных цен, или цен, ниже которые экспортерам опускаться нельзя …

— Да, подобная установка пока что действует. Правда, мы при этом, в соответствующих случаях, идем навстречу экспортерам. Так, в течение года может существенно меняться мировая цена на казеин. В то же время у нас на этот продукт тоже назначали индыкатывную цену, при этом карэкциравали ее в зависимости от мировой. Тем не менее, индыкатывная цена не всегда успевала за мировой, что создавало определенные трудности для экспортеров. Но сейчас казеин исключены из перечня товаров, на которые устанавливаются индыкатывныя цены. Будем исключать из этого перечня и некоторые другие товары. Вместе с тем считаю, что следует вообще отказаться от индыкатывных цен, и в определенных случаях вместо них применять экспортные налоги. Но этот вопрос находится уже в ведении Министерства экономики …

— Экспортерам препятствуют и всяких согласованию при вывозе продукции …

— и подобная бюрократия — это наше самое больное место … Впрочем, при правительстве создан межведомственный совет по развитию экспорта, на котором и рассматривается упрощение многих процедур — оформление таможенных документов и т.д.

— Среди «ваших» вопросов вы называли также вопросы антидемпинговых политики. Такая п
олитика — относительно новая для нас …

— Да. и, в частности, мы провели уже два расследовании — в отношении предполагаемого дэмпингу на нашем рынке фильтрапалачки к сигаретных изделий и непосредственно табачных изделий, причем первая претензия признана необоснованной. Сейчас проводим расследование по претензии МИЛАВИЦА относительно дэмпингу на нашем рынке корсетных изделий … Считаем, что такое расследование не шкодила бы провести и в отношении ковровых изделий, завозимых к нам в немалой численности и, можно предположить, по заниженной ценам (а это, конечно, не лучшим образом сказывается на работе собственных производителей), а также автобусов . Но напомню: именно производители должны выступать с соответствующей претензией.

— В заключение обратимся к такому вопросу, как вступление нашей страны во Всемирную торговую организацию. Нередко высказывается мнение, что это вступление определенным образом ударит по нашим производителям …

— Немало в кого точно ударить. Главный принцип Всемирной торговой организации — свободная конкуренция ее участников на рынках соответствующих же стран, т.е. членов ВТО (та или иная страна может, как принято говорить, защитить только стратегические для ее позиции). Однако будем учитывать общее положительное значение этого шага для нашей страны в целом. Это прежде всего означает существенное улучшение для нас внешнеторгового климата.

и следующее: кроме интересов производителей, есть же и интересы потребителей, о чем мы нередко забываем. А вот потребители от вступления страны во Всемирную торговую организацию выиграют обязательно.

Но еще раз обратимся к интересам производителей: к чему им в связи с этим надо готовиться? Мы сейчас вместе с Академией наук проводим исследование, и должно поставить все точки над «и». В частности, мы при этом должны четко ответить на такие вопросы: в каких секторах экономики ситуация в связи со вступлением страны в ВТО может ухудшиться, что можно сделать, чтобы избежать ее? Замечу также: вступление во Всемирную торговую организацию предполагает и переходный период, который длится 5-7 лет и в течение которого можно полностью адаптироваться к ее условиям.

Беседовал Иван Барановский.

SQL - 18 | 1,383 сек. | 7.42 МБ