Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Надежда Басюк: «О сокращении социальных учреждений для пожилых людей не может быть и речи»

Сергей ГРИБ

Без преувеличения, День пожилого человека в Беларуси имеет особый смысл: теперь в солидном возрасте находится практически каждый четвертый житель страны. Таким образом, какой будет система социальной поддержки этой категории населения и чем станет примечателен день 1 октября в этом году? Об этом и другим — наш разговор с начальником отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания Министерства труда и социальной защиты Надеждой Басюк.

— День пожилого человека — еще один повод для того, чтобы вспомнить наиболее непростые проблемы этой категории граждан. Одной из таких проблем является расширение платных социальных услуг с 1 сентября. Какими оказались результаты первого месяца, прошедшего после нововведения?

— Надо сразу отметить, что надомном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов является одним из главных направлений социальной политики в целом. Уже потому, что в последнее время количество одиноких и одиноко проживающих нетрудоспособных лиц увеличивается довольно быстрыми темпами. Сейчас в целом их насчитывается более 560 тыс., в том числе одиноких — 104 тыс. человек. и не секрет, что подавляющее большинство из них каждый день сталкивается с многочисленными социальными, экономическими, психологическими проблемами. В связи с этим с 1986 года в Беларуси были созданы службы социальной помощи на дому. Теперь отделения социальной помощи на дому действуют в 157 районах и городах.

Всего социальные услуги на дому сейчас получают более 66 тыс. лиц пожилого возраста и инвалидов, 70 процентов из них — на селе. Действительно, этот показатель уменьшился — по состоянию на 1 июля обслуживанием было охвачено около 87 тысяч. Объяснение тут одно: с 1 сентября в Беларуси введен единый порядок предоставления услуг. Причем сделано это было не случайно.

Так, ранее при предоставлении надомных социальных услуг фактически не принимались во внимание имущественный состояние, доходы граждан. К тому же часто мы слышали обвинения в несправедливости подходов. Как известно, с июля прошлого года для некоторых категорий престарелых и инвалидов услуги стали предоставляться на основании полной или частичной оплаты. Однако подчеркну: перевод на полную или частичную оплату касался только тех граждан, которые принимались на обслуживание впервые — после июля 2001 года. Естественно, такой «разделение» вызвал много нездаволенасци, а потому в конце концов мы были вынуждены ввести единые правила полной или частичной оплаты для всех.

— Тем не менее, получилось то, что получилось: желающих пользоваться услугами стало заметно меньше …

— На мой взгляд, главным фактором в данном случае стала недостаточная информированность населения о сути изменений. Например, в Минской области, где работа по информированию была проведена должным образом, количество обслуживаемых граждан сократилось лишь на 7 процентов.

— Однако несомненно, что не менее важным стало и иное: за посещение социального работника многим пришлось платить деньги.

— Сегодня в среднем по стране ежемесячный счет частичной оплаты при двукратном посещении социальным работникам в неделю составляет 6,5 тыс., а при трехкратном посещении — 8 тыс. рублей в месяц. Не нужно говорить лишние слова о том, что социальные услуги стоят на порядок ниже, чем аналогичные услуги государственных служб быта. Скажем, социальный работник может помыть окно за 550 рублей, а службы быта делают то же за 3,6-6 тысяч. Стоимость мытья пола в однокомнатной квартире, соответственно, 1069 руб. и около 12 тыс. рублей. Словом, разница есть, и разница немалая.

К тому же напомню, что согласно статьям 25, 33, 50 Закона О пенсионном обеспечении предусматривается надбавка к пенсии на уход, в том числе на уход, который осуществляется отделениями социальной помощи на дому. Так, для инвалидов и группы надбавка составляет 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (сегодня это 20179 руб.), А для одиноких инвалидов ии группы, нуждающимся в уходе, а также пенсионеров, что достигли 80-летнего возраста, — 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту (10 090 руб.) Как видите, надбавки превышают размер полной или частичной оплаты за социальные услуги.

Кстати, сейчас надбавки на уход в Беларуси получают более 250 тыс. пенсионеров и инвалидов.

— Вы приводил сведения о стоимости услуг в среднем по стране. Но известно, что тарифы могут различаться в каждом конкретном регионе, и иногда очень существенно.

— Такая проблема существует. Ведь ситуация, когда надомном обслуживании в столице стоит ли не вдвое дороже, чем в Минской области, на самом деле непонятна. Вот почему сейчас нами ведется разработка единых критериев расчета тарифов на платное социальное обслуживание, исходя из затрат рабочего времени на одно посещение.

— Тоже непростая тема. В прошлом году неоднократно звучали заявления, что в Беларуси продолжится создание мини-интернатов, центров социального обслуживания, других «нетрадиционных» учреждений поддержки пожилого населения. В какой степени повлияла на эти намерения «финансовое вопрос»?

— На сегодня в Беларуси работают более 2,5 тыс. палат сестринского ухода при больницах, 19 социальных столовых, 50 салонов милосердия, 93 центра медико-социальной помощи, наконец, 103 центры социального обслуживания. и работа по созданию таких центров продолжится. Ведь их главная цель — дать человеку шанс до последнего оставаться дома вместо переезда в стационарный дом-интернат. Интересный в этом плане пример Могилевщины, где при центрах социального обслуживания существует 8 отделений круглосуточного пребывания. Говоря иначе, одинокий человек может жить в таком отделении только какой-то сложный для себя период — скажем, зиму.

Теперь что касается «финансового вопроса». Тема действительно непростая, однако могу сказать наверняка — массовому закрытию социальных учреждений нового типа не будет. Об этом даже не может быть и разговора. По крайней мере потому, что социальная помощь престарелым в них обходится в несколько раз дешевле, чем в домах-интернатах.

— Относительно новый вид государственной поддержки — адресная социальная помощь. Насколько она оказалась «приспособленной» именно к пожилым людям?

— Отвечу кратко. Процент получателей адресной социальной помощи среди пожилых невысокий, так как, как правило, размеры пенсий реально оказываются большими, чем определенная «планка» гарантированного дохода в 60 процентов от бюджета прожиточного минимума. Хотя, разумеется, случаи есть разные.

— и последнее. Чем будет примечателен нынешний День пожилого человека?

— Обычно основная программа этого дня определяется отдельно в конкретных регионах в зависимости от возможностей местных бюджетов. Однако уже есть сведения, что в большинстве районов налаживается продажа товаров по сниженным ценам, заготовка картофеля и овощей со скидкой, будет оказываться гуманитарная помощь. Наконец, почти повсеместно пройдут встречи-поздравления ветеранов в трудовых коллективах.

SQL - 27 | 6,822 сек. | 7.43 МБ