Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Иван да Марья

Марина Березенская

Пока он высекает скульптуры, она смотрит на него влюбленными глазами

Иван Филипавич Супрунчык — безусловно, личность уникальная. Хотя бы потому, что нет не то что на Столиншчыне, может, и во всем мире человека, который бы производил такие выразительные деревянные скульптуры, пользуясь … одной только топором. Но, полагаю, мастер мне простит, если я скажу, что в наибольшей степени меня поразила его жена, Мария Ивановна. Не каждая женщина сможет долгое время жить с таким «непрактичные», по ее словам, человеком.

Что-что, а практичность и на самом деле не в списке достоинств Ивана Филипавича. Имея имя, известное далеко за пределами страны, он мог бы довольно выгодно торговать своими работами. Но скульптуру Ивана Супрунчыка можно получить только в подарок. Среди владельцев его невероятных произведений — парки, музеи, а также люди, приятные мастеру. Хотя неприятных людей для него, кажется, не существует — чуть ли не в каждом дворе родных Цярэбличав Иван Филипавич оставил о себе память в виде той или иной своей знаменитой скульптуры. Кроме этого, чуть ли не в каждом доме вам продемонстрируют что-нибудь из бытовой техники, отремонтированной местным библиотекарем — Иваном Супрунчыкам. Также — за «бесплатно». А если вы здесь впервые, то обязательно предложат пожаловать в местный музей полесской культуры, созданный, конечно же, тоже Иваном Филипавичам. Тем временем на ремонт собственного дома у этого удивительного человека все не хватает времени. Жена относится к подобного «положения вещей» с пониманием, «пилить» мужа ей и в голову никогда не приходило. Только однажды предложила: Может, ковер купим?» — «Зачем нам ковер? — Изумился Иван Филипавич. — Только пыль собирать будет. Есть и более важные вещи. Духовные ». Мария Ивановна согласилась и про ковер больше не упоминала. Так он всегда прав, — защищает она мужа. — Как кто обидит, всегда говорит: надо простить, крывдицель тогда образумится и пожалеет о своем поступке. и правда … ».

Когда-то, молоденькой красавицей, попав по распределению в сельскую школу, она и мысли не допускала, что задержится здесь надолго. А осталась на всю жизнь — вот уже и внучки подрастают. Смотрит на мужа влюбленными глазами и без всякой жалости вспоминает, сколько раз он отказался от переезда в город (даже квартиру давали!). Иван Супрунчык не представляет существования без родных Полесских болот, а Мария Супрунчык — без своего Ивана …

Наверное, с точки зрения многих, Иван Филипавич — чудак глупцом. Но, к счастью, рядом с ним всегда были люди, которые воспринимали его «странности» с восторгом. Даже в детстве, когда он пытался выпиловваць свои первые скульптуры из кирпичи, мать и старшие братья не запрещали рискованных экспериментов, а, наоборот, с интересом следили, что из этого получится. А «удалось» все естественным образом — повзрослев, будущий знаменитый мастер нашел себе более эффективный материал и устройство. и за десятилетия выработал просто виртуозный технику, научившись понимать, чего на самом деле хотят дерева и топор. Теперь у него даже есть свои ученики из местной детворы. Деревенские мальчики из «врожденной» привычкой управляться с определенными орудиями крестьянского труда. Так что ли сумеет горожанин овладеть мастерством Ивана Супрунчыка — еще большой вопрос.

Если же десяток лет назад у мастера возникла идея создать музей полесской культуры, без лишних вопросов ему выделили место в клубе под будущую экспозицию и, как когда-то, стали ждать, что получится. А Иван Супрунчык пристально исследовал почти все чердаки Столинского района и в результате собрал несколько сотен невероятных экспонатов, некоторые из которых пылилися в старых Полесских домам по 300 лет! Кое-где старинные мастера пазначали дату, когда тот или иной предмет был сделан. До знакомства с экспанатами музея Ивана Филипавича я и представить не могла, что дерево имеет такой длительный «срок жизни». А гляди ж ты … Кстати, где-то третью часть этой древней коллекции можно смело предлагать передачи «Что? Где? Когда? — Человек несведущий (другими словами, любой наш с вами современников) вряд ли догадается, каким образом кое-что использовалось. А очень многие экспонаты свидетельствуют в пользу того, что крестьяне были очень даже искусным народом.

Теперь вся экспозиция (и довольно основательная) теснится в библиотеке, где хозяйничает Иван Филипавич. Здесь же — несколько его «персональных» выставок, посвященных Коласу, Купалу, Чернобыля … Деревянные куклы, одетые в национальные полесские уборы, найдены также на деревенских чердаках. Стенд с легендами о каждом из 16 родов, учредивших Цярэбличы. Уйма картин, нарисованных мастером собственноручно, где отражены многочисленные обряды, присущие именно этой обители.

— Знаете, как у нас в сваты ходили? — Приостанавливается Иван Филипавич возле одного из картин. — В семье девушки ставили два сапоги, в один насыпали песок, в другой — рожь. Потенциальный жених должен был выбрать один из ботов. Если попадался тот, что с песком, сватать не шли. Если же наоборот — бросали вперед себя лапти со словами Шуры-бурый, лапти в дом …». Всем этим обрядом уже лет по 700, и кое-где они до сих пор у нас живы. Недаром недавно ко мне ученые из Академии наук приезжали.

Хотя добраться сюда не очень просто: если есть где в Беларуси «глухие» места, то это — здесь. Тем не менее, музей в Цярэбличах знаменитый, недавно звание «народного» получил. Да и Иван Супрунчык — человек знаменитый. Год назад его «странности» даже были отмечены специальной премией Президента Республики Беларусь. А или много белорусов знают своего героя за пределами Столиншчыны? Хотя в парках родных городов многие видели его произведения, только, наверное, не задавались вопросом, откуда здесь такое взялось. Впрочем, слава Ивана Филипавича не волнует. Главное, что его Мария Ивановна, как и десятилетия назад, по-прежнему смотрит на него влюбленными глазами.

SQL - 18 | 0,955 сек. | 7.4 МБ