Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Домотканые ковры Анны Врублевской

Елена СКРЭБЕЦ, Воранавски район.

— Нитки сейчас дорогие, а холсты, как ткать на них перестали, загнили. Вот мы их и сожгли, — рассказывает Анна Врублевская, ткачиха с деревни Паляцкишки Вороновского района.

Некогда соберутся, бывало, вечером женщины и под веселые песни ткут перабиранки. Даже из соседних деревень приходили, чтобы только сделать из ниток что-нибудь красивое и интересное.

Родилась Анна Иосифовна в Паляцкишках в 1942 году. Когда подросла, пошла в школу, где училась пять лет. Поступать дальше для получения образования никуда не стала — сильно болели родители, нужна была ее помощь. Умер отец, а мать еще долго жила, однако отнялись руки и ноги и она просто не могла двигаться. Много лет пришлось ухаживать изнеможения женщину … Работала в бригаде, на ферме, поставили с мужем на ноги троих детей и все, кстати, остались жить здесь, в Паляцкишках. У Анны Иосифовна семь внуков и внучка.

— А ткать когда научились? — Интересуюсь.

— Сестра ткать умела и меня научила. Молодая была, силы на все хватало.

За свою жизнь Анна Иосифовна выткала множество всяких вещей. Только для себя сделала 60 (!) Различных покрывал. А сколько их было сделано для других людей — и сама ткачиха не знает. Придут, попросят, а она охотно за работу берется.

— Не было у нас каникул, — вспоминает Янина, дочь Анны Иосифовна. — Все дети на улице бегают, а мы дощечки переставляют, ткать помогаем.

Ткать и действительно нелегко. При всем желании один не справишься — обязательно нужна еще пара рук. На изготовление одной перабиранки нужен был один день и один вечер. и готово! Большинство перабиранак были выставлены на многочисленных конкурсах, получали награды, не раз поступали предложения продать их.

— А зачем мне продавать, — говорит Анна Иосифовна, — я детям и внукам их отдала, пусть пользуются!

Сегодня домотканые ковры встречаются не так часто, как раньше. А, например, для немцев ручная работа самая ценная. Пройдет еще два-три десятка лет, и цена на такие вещи вырастет многократно. Да и вообще, европейцы ценят все индивидуальное, а две одинаковые перабиранки найти невозможно. Качество таких изделий очень высокая, но, к сожалению, у нас это мало кто понимает.

Приглашали Анну Иосифовна и в школу, чтобы рассказала детям о ткацкую дело. Она это делала охотно …

— Ткали я много лет, а вот вязать так и не научилась, — говорит деревенская мастерица. — Не хотелось что-то этим заниматься.

Но Анна Иосифовна особенно не жалеет. Зато у нее была любимая дело, которым она в совершенстве владела. К сожалению, сейчас Врублевская НЕ ткет. Как говорят в народе, если косой не пользоваться, она покроется ржавчиной. Холсты были отставные сторону. Долго на них никто не работал, а когда достали с чердака, то увидели, что ничего уже не получится — от простоя без работы они просто стали гниць.

Белые, красные, зеленые перабиранки, усыпанные разноцветными цветами, лежат в шкафу и ждут, наверное, своего звездного часа. Никто не хочет учиться владеть этой древней делом, которое не одно столетие служило людям. Сегодня вместо человека работают грубые агрегаты, способные превратить гору ниток в огромное полотно, у которого есть красота, но нет, как говорят в народе, души. Вещь, сделанную человеческими руками, видно издалека. Кажется, что есть в ней какая-то невидимая глазу энергетика, способная увлекать и очаровывать. и нет ничего прекраснее, чем домотканые ковры, перабиранки, вышитые руками полотна, связанные бабушками рукавицы и носки …

Из поколения в поколение передавали бабушки вначкам, мамы дочкам непростое ткацкое мастерство. Теперь же оно исчезло. Может, найдется несколько ткачих во всей республике, которые еще занимаются этим делом. Если же рассуждать серьезно, то сегодня холсты можно найти разве что в музеях. Только будут ли они работать? Просто не найдется человека, который сможет сесть и выткать что-нибудь.

Досадно, что молодежь не понимает цены рукотворных вещей. Правда, время от времени возвращается мода на ручную работу и тогда городские моднице покупают все, к чему прикасалась рука майстрыхи, а некоторые даже сами берут в руки спит, крючки, иголки и вечерам создают одежду, кукол, салфетки. Словом, все то, чем могут падивицца их меньше способны подруги. Но проходит месяц, два, полгода и мода идет вперед. А девушки составляют в новомодные сундучки свою ручную работу, в надежде, что через несколько лет она снова станет пиком сезона. А может, останется дочерям и они через десятки лет одеть сшитые мамой платье, или закинуть на плечи вышитую пацерками сумочку, или одень на голову устроен бабушкой соломенная шляпка, а может просто сделают оригинальный прыкид из всего, что много лет пролежала в сундуке.

Исчезают, забываются народные промыслы, которыми раньше жили люди. и никто, кроме историков, не вспоминая об этом. Жаль … Но остановить процесс бесследно вымирания народных умений и талантов вряд ли может один человек. Давайте сделаем это вместе.

SQL - 20 | 0,530 сек. | 7.41 МБ