Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Цепь

Алесь Костень, Витебская область.

С цепью у меня связано от на неприятность, которая помницца с детства. Тогда родители, как и очень многие жители райцентра, держали корову. Ее не отправляли в стадо на пастбище (стад и не было), а выводили на близкий оконечность городка, там навязывали на ничыйнай якобы земле (сегодня все эти сенажаци застроены). Навязывалась корова на цепь. А поручалось это дело — вывести, навязать, а вечером пригнать корову домой, нам, детворе. Берешь в руки отнести домой цепь, называли мы его еще и цепом, молоток — и тянешь за собой корову к траве. Почему молоток? На конце же цепи железный кол, который просто загнать в землю ногой детских сил еще не хватало. Без кала ж и сам цепь для наважвання коровы не имел значения. и вот однажды вечером, придя по корову, я не без усилий вытащил из земли кол, начал скручивать цепь — и здесь корова рванулась. Возможно, кто-то ее укусил — оводов еще хватало — возможно, что-то другое, но цепь хорошо таки прошелся по моим рукам, разодрал и скрывавив.

Что такое цепь? Простая гибкая вещь из металлических или даже не металлических звеньев, связанных между собой. Цепи используют для передачи движения, для таскание чего-либо, для падважки или подъема какой-то веса. Но в деревенском или местечковым быту цепь прежде использовался для именно привязывания скота. Тот же коровы, лошади, да и собака возле конуры привязывался также металлическим поводком — не перегрызет, не сорвется. Само происхождение слова, разумеется, от немецкого языка. В русском он называется — «Цепь». Но раньше и в белорусском существовали свои его названия — «ратуг», «ратужжо».

Цепь предназначался и для других целей. На нем не только опускали с корабля якорь, не только ввязвали, например, дрова. В цепи заковвали и преступников, которая бы вина — уголовное или политическая — у них ни была. Правда, тогда это простая вещь приобретала уже другие названия — «оковы», белорусам ближе — «узы». В очень милом мне земляка поэта-страдающим Дубовки читаем:

Шли на поиски спрятанных сокровищ

в цепи закованыя люди.

С течением времени слово «цепочку» приобрело и иное значение — скаванне свободы, свободы, угнетение человека. Вспомним Коласа:

На земле Кипучая

Носят шум ветра:

«Бальшавицким гневом

Снято цепь страдания, —

Вы — хозяева!

Да и в белорусском литературы «узы», как соединенные цепью железные кольца, которые надявалися на руки и ноги, не обойдены вниманием. Писали об этом многие поэты. Само слово громкое, вызывает много эмоций, правда, не совсем положительных. Существовала в нашем народе даже поговорка: «Смелость либо мед пьет, либо кандалы трет». Да и поселение в Беларуси было — Дзержинск. Но узы, если они сбрасываемых, уже радость и гордость за себя и соотечественников. В Бровки:

Деды наши били хищников пруских,

Не дав надеть на себя кандалы.

В общем, от первичного — соединения звеньев — это название простой вещи пераввасобливалася в совершенно иных пониманием. Например, цепь огней или последовательность установления чего-либо, или даже развитие какого-либо явления, также по цепи. Или, не дай Бог белорусов от этого снова (после Чернобыля), цепная реакция ядерного заряда. А мне снова нагадалася мая военная служба, наша восьмая мотострелковая рота. Пехота ходила на полигоне в атаку тоже цепью. Солдат от солдата на десять метров, но цепь. Камандавалася, чтобы придерживались мы ровненько. и еще шли вровень танкам, которые поддерживали нас своим огнем. и вот однажды ночью цепь нашего взвода попал в лощину, вышел далеко вперед остальных подразделений. А те габариты нашего танка поддержки приняли за подсветку мишеням, которые ночью абазначали противника. Идем и слышим, что по танку что-то цокает. Сначала не поняли, а когда поняли, что это наши друзья стреляют по нам, цокают по брани танка их пули — тут наш цепь залег так искренне и тесно к земле, что только командир батальона, подъехав на «бэтээры», смог нас от ее оторвать.

Почему-то снова хочется вернуться к нашей местной названия «цеп». Это не тот цеп, которым ранее сельчанин обмолачивать на току хлеба. Во время войны у нас, как и по всей Беларуси, широким было партизанское движение. и вот в 1943 году оккупанты организовали большую карательную экспедицию в партизанские районы — нынешние Браславский, Шаркавшчынски, Глыбоцкий, Поставский, Мядельский и ближайшие к ним районы. Стянуты были даже части с фронта. и шли каратели цепью, практически плечом к плечу друг к другу. Партизанам удалось с баями отступить, а вот мирные жители приняли страдания. Села курили вместе с их жителями. Да только старые люди, ацалели, и до сегодня называют эту горькую час «цепом». Думаю, не только от русского «Цепь». Это и от того цепами, который выбивать из колосьев зерно на току. Очень сильно молотившего по людских головах акупанцки бич, прикрепленный к нацистскому цапавиння.

Но вернемся к той вещи, о которой идет речь. Наш народ, к совершенно недавнего времени в пераважнасци своей крестьянский, не был духовно упавшим. Он умел и подумать, и пасмихнуцца, и меткое слово сказать. Но образы брались отсюда, из крестьянской жизни, от простых вещей, которые были рядом.

и на цепи не затянешь — тяжело человека куда-нибудь пригласить, подвести к какой-нибудь дела или даже отдыха.

На цепи не удержать — здесь уже обратный случай: бежит, оторвется, как его не удерживает, как та собака в определенное время, когда неотразимыми ему подобные ему существа, часто бегает по улице с дырявой цепью.

Здесь же и иной, но близкий выражение — как с цепи сорвался. Необузданный, непвластной никому. Даже хозяину. Которого якобы и любить.

Посадить на цепь — это уже не совсем о собаке, это о человеке, которого абратали, падпарадкавали его волю воле другого.

Есть в цепи и уменьшительный адпаведник — цепочку. На цепочке состоятельные люди еще до недавнего сравнительно времени носили карманные часы. В жылетцы была специальная кишэнька для него, а цепочка свисавший по животу, желательно, чтобы живот этот был не слишком худой, а показывал солидность и богатство владельца. Как-то, уже после службы в армии, купил себе костюм, так называемую «тройку». А там у жылетцы — специальная карман. Купил и часы, а к нему цепочку. Правда, старина прослужила недолго. Испортился то часы, порвался и цепочку.

Золотые цепочки любят носить на шее женщины и сегодня. Действительно, они придают достаточно приятный вид этой интимной и прывабливай части тела. Правда, если тело само прывабливае и если таких цепочек не с полдюжины, что иногда бывает у женщин уже немолодого возраста.

Ну а о цепи на груди людей, которые называют себя «новыми», написанные и такой разговор гумарыстами, видимо, и многовато.

Ну, и в заключение всмихнёмся. Мужчины собрались в баню. Распранулися в прылазнику, вошли к паре. Подкинули еще. Обожгло так, что волосы на голове затрещали. и вдруг один из нас кинулся из парылки. Оказывается, крестик на груди — теперь даже маловерующие или даже совсем неверующие носят крыжыки — висел у него на золотой цепочке, а тот накалився так, что грудь и стороне.

Вот такая простая вещь — цепь. А мне так больше нравится — ратуг. Туго стянуты, связан — не порвать.

SQL - 19 | 1,238 сек. | 7.42 МБ