Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

«Блаcлавице, добрые люди, жениха в дорогу собирать»

Оксана КАТОВиЧ, Янка Крук

Народная энциклопедия

(Продолжение. Начало в номере за 15 ноября.)

Колокола — колокольчики

Колокола в многочисленных культурах разных народов мира стали инструментом, голос которого собирал народ и был наделен сакральными и рытуальными функциями. Колокола были заимствованы в Европе и вошли в культуру восточных славян довольно поздно, приблизительно в X-Xиии веках, но они органично вписалися в их обрядовое жизнь. В народной культуры называемый стали символизировал генетическую память и предупреждение о возможной беде.

 Иногда называемый имели свое имя, как человек; отдельные части их тоже называли частями тела человека: «туловище», «аплечча», «язык». Об звуки, которые подавали колокола, говорили, как о человеческий голос.

 На колокольни всегда был звонарь, который обладал высоким мастерством и знал много пословиц. Но в народе существовала убежденность, что колокола могут звонить и без звонаря, если в деревне живет народ праведный, а колокола хотят предупредить его о скорой опасности; верили, что перед пожаром, градом, эпидемией или иными угрозами называемый «поют» сами.

 В народе сохранилось по-ние о том, что колокола, словно человек, избирают место, где будут висеть. и если перенести колокол, он все равно вернется на первоначальное место, только жители будут наказаны за такие действия.

 Существует много преданий, где говорится, что называемый «прадчували» приближение опасности: нападения врагов, которые могли оскорбить церковь и называемый, и тогда город вместе с жителями «сходил» под землю, а на месте бывшего поселения втваралися озеро, гора или начинала бить источник. В некоторых преданиях такой уход под землю объясняется как наказание местных жителей за грехи и безверие.

 Колокола стали атрибутом христианского богослужения и получившие статус сакральной вещи. Они приглашали на богослужение и символизировали чистоту, праведность и святость. Поэтому, когда колокола падали со колокольни, давали трещину, звучали ужасно и глухо, считалось, что на колокольни присутствующих грэшники, называемый вылитый на «греховные» деньги или с участием грешников (убийц, представителей другого вероисповедания и т.д.).

 Звук колоколов асацыиравався с человеческим языком. Поэтому в народной магии человека, который был нем, водили к колоколов, так как считали, что с первым ударом колоколов в большие церковные праздники, к нему вернется способность разговаривать. С той же целью больного человека поили водой, в которой мыли «языки» колоколов.

 Перезвон колоколов в народной культуре получил также негативную окраску. О сплетнях или плохих новостях, которые рассказывал чужой, заезжий, человек, говорили так: «будто соборные колокола звонит».

 Ассоциация колоколов с плётками, слухами, новостями, которые разносятся, как ветер, положена в основу обряда, который выполняли при изготовлении новых колоколов. Для этого за несколько дней перед началом адливання колоколов мастера должны были «разнесци» несколько самых непредсказуемых и необычных «новостей». Считалось, чем дальше «распространятся» эти сплетни, тем сильнее и звонче будет «голос» новых колоколов.

 Считалось, что тот момент, когда звонят колокола, особенно благоприятен для начала ответственных дел в доме и хозяйстве, для магических и ритуальных действий.

 Иногда называемый асацыиравалися из биться сердце. В любовной магии выполняли следующий обряд: девушки мыли ключевой водой языки колоколов и при этом говорили: как ваши сердца бьются-разбиваюцца, так и сердца моего дружки (имя парня) по мне билось-разбивалася».

 Считалось, что с помощью колоколов можно узнать, кто вор. На Витебщине вожжи украденной кобылы привязывали к колоколов, говорили, что вор явится сам и приведет кобылу, потому что будет ему плохо при каждом ударе колоколов.

 Повсеместно существовал обычай в большие церковные праздники звонить по ворах, как по умершим людям.

 В каталиков особенно распространен обычай «будить» плодовые деревья во время звучания колоколов в Страстную субботу.

 Считалось, что в этот день вода в реках и озерах приобретала лекарственную силу, потому что после двухнедельной «безмолвии» в Страстную субботу «адвязвали» колокола.

 Повсеместно особое прадуцыравальную и восстановительную силу придавали звучанию колоколов на Пасху. Когда на Пасху услышишь колокола, необходимо трижды сказать: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь ».

 С надеждой на скорый брак при первом ударе колоколов девушки шептали: «Христос воскрес, а мне жениха. Аминь ». Или так: «Воскресенье Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках до д. порченках ; Дай бог жениха хорошего, в сапог до с колошами, не на Корова, а на лошади! ».

 Звуки колоколов успрымалися нашими предками как благостная, спасательная сила, которая спасает человеческие души. В память по умершим женщине звонили дважды, по мужчине — трижды.

 По умершему человеку необходимо было звонить несколько раз: сразу же после его смерти, при выносе покойника из дома, при апусканни гроба в могилу.

 звонили в колокола, когда человек умирал в агонии, чтобы тем самым помочь ему отойти в мир предков.

 Считалась, когда ночью называемый молчат, на колокольни собираются черти и другая неизвестная сила. Поэтому существовала строгий запрет наведываться по ночам на колокольню. Каждый, кто нарушит этот запрет, умрет.

 Звуки колоколов иногда использовали, чтобы разогнать Градова тучи. Этот «долг» крестьяне вскладали на звонаря и ожерелье последнего, когда град все-таки уничтожить урожай.

 Повсеместно во время венчания родственники молодых просили долго звонить в колокола, чтобы отогнать нечистую силу на долгие годы семейной жизни молодой пары.

 Согласно народному поверью, совместная жизнь молодых будет недолгим, если в момент их отъезда из храма после венчания зазвиняць колокола, приглашая на вечернее богослужение.

 Также звон по умершим человеку, услышан свадебной процессию, не предсказывает им счастливого и долгой жизни.

 В народной медицине звуки колоколов считались действенным средством при лечении многих болезней. Существовала много обрядов, когда больных приводили в большие церковные праздники, чтобы они услышали первый удар колоколов, так как считалось, что нечистая сила в этот момент «слабеет, умирает и выпускает» из своих рук душу больного человека. Таким способом лечили лихорадка, спалохи, суроки, растления.

 В народе от поколения к поколению передавалось правило считать удары колокола на Благовещение: первый удар слушали, после второго — хрысцилися, после третьего — кланялись. Такие действия объясняли так: первый удар колокола приводит нечистую силу в состояние оцепенение, другой — заставляет ее метаться во все стороны, третий — исчезнуть навсегда.

 Повсеместно считалось, что звуки колоколов очищают землю от скверны, растления, «убивают» нечистую силу. С той же целью восточные славяне использовали колокольчики как в обрядовом, так и в повседневной жизни. Званочками украшали костюмы ряженых, маски, чучела.

 Маленькие колокольчики прымацоввали к упряжи, чтобы по дороге не случилось ничего плохого ни с животным (лошадью), ни с ездаками.

 колокольчики, бразгалки стали обязательными для украшения свадебного поезда.

(Продолжение следует.)

SQL - 19 | 1,077 сек. | 7.41 МБ