Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Ангелы и демоны руин из красного кирпича

Лариса ЦиМОШЫК.

Жители Березы отметили 530-летие родного города. По традиции, праздновании происходят в середине июля — в эти дни в 44-м году Красная Армия освободила город от фашистов. Но минувшие столетия также были насыщены драматическими событиями: история города началась не вчера.

Поэтому либо не лучшим подарком для Березы стало принято решение о реставрации древнего монастыря, где жили монахи-картэзиянцы. Остатки его стен привлекают взоры гостей, которые едут по старой дороге со стороны Бреста.

В Березе никто не говорит «монастырь», все местные жители привыкли употреблять именно белорусское слово «монастырь». С детства мы с друзьями бегали к монастырю, что стоит на окраине города — давали волю своим эмоциям, воображению и считали, что присоединяемся к сказке. Хотя казачными были только стены: на территории исторического комплекса тогда хозяйничали военные. Но все равно было интересно хотя снаружи посмотреть на чудо, о котором мы, школьники, узнали в музее. и о котором родители нам рассказывали легенды.

Озарение

В 1477 году, откуда ведется отсчет возраста Березы, здесь была невысокого деревушка. В XVи веке на этих землях укрепляется владычества Сапегов. Канцлер Великого Княжества Литовского Лев Сапега передал городка Береза своему четвертому сыну. Казимир Сапега был образованным человеком своего времени: учился в Виленской иезуицкай академии, позже основал там кафедру права. Но он совершенствовал свое образование в Европе. Возможно, во время путешествий, родилась его идея — как человек может послужить Богу на земле. На родной земле.

…Князь с сыном устали в дороге. Уладкавалися отдохнуть под дрэвцами у скорой рачулки с прозрачной водой. Слепой мальчик подходил к берегу осторожно, зачерпнул водичке, чтобы смыть с лица усталость. Вода была нежно-свежей, прозрачной, зихацилася на солнце … Он открыл глаза и увидел это. Увидел, как в зеркале самого себя, увидел папу, который поверил: произошло чудо! Спасибо Богу за то, что создал это местечко на свете, где течет река с живительной водой. и чтобы благодарить Бога ежедневно за лечение сыночка, князь решил построить здесь монастырь. Так говорит легенда.

Было ли то на самом деле, сейчас никто не скажет. Но монастырь действительно решили возвести у рачулки Кречет. Правда, говорят, что Казимир Сапега был готов построить монастырь ли не в любом месте Европы — таким искренним католиков он был. Его понимание веры в Бога совпадало с идеями самого древнего в мире Ордена Картэзиянцав и его учредителя Брунон, который в средневековье был кананизаваны как праздники. Большая Картузия была во Франции, под Гренобль. Сапега решил создать свою.

Орден Картэзиянцав исправил специальную комиссию, которая одобрил избранное Сапегам место. Говорят, был даже знак с небес, что это местечко посвящено Богу: тут явился крест.

При закладке монастыря в 1648 году присутствовал даже папский нунций в Варшаве — в Риме Казимира Сапеге очень уважали: на дела веры он не жалел денег. Вот и для ордена Картэзиянцав стал щедрым меценатом — пожертвовал 10 тысяч золотых красным золотом на монастырь. Для строительства выписали итальянского дойлида, который постарался, чтобы Березовский монастырь стал двойник монастыря святого Бернарда в Альпах.

Местные дивились размаху строительства, которое затянулось на десятки лет. Князь даже решил построить себе рядом двухэтажный дом, но полностью перебираться в Березу с Ружанского дворца не стал — оттуда было удобнее управлять уладаннями и вести дела, чем с маленького отдаленного городка. и все же Сапега не дождался окончания строительства, умер в 1656 году. Монастырский костел асвяцили через год. Говорят, душа князя все равно нашла приют именно в Березовском монастыре. По некоторым сведениям, Казимир Лев Сапега был перезахоронен ровно через год после смерти на его территории, в южной стене костела. А свидетелем тому был его родственник епископ Жмудски Александр Сапега, который мог оценить, как тщательно подходят к созданию Березовского монастыря.

Служение

Через 40 лет после закладки монастырь был похож на отдельный город — не зря строили так долго и так дорого. В куполе храма со временем была найдена отчет, где значился общая стоимость строительства — 300 тысяч чарвонцав. Или более тонны золота. Денег не жалели и на отделку.

Все в монастыре должно было быть тщательно и продумано. Романтическое барокко схиляла к мыслям о вечной красоте, но монастырь был надежной защитой не только для души: сильные стены могли выдержать даже попадание из пушки. Ров с водой окружал весь комплекс. А у него входили две линии стен, костел, колокольня, госпиталь, библиотека, жилые помещения, большой двор, даже пруд и сад, выход в который был с каждой келье. Величественные ворота с бойницами была главным входом в этот город, где поселились монахи из Франции.

Местные жители составляли легенды о странных, похожих на привидения, обитателей монастыря в белом одеянии.

Для их служение Богу было радостью, несмотря на жесткие правила, согласно которым существовал Орден. Устав Ордена Картэзиянцав и теперь называют самым строгим в каталицким мире. Монашествующие его жили с мыслями о духовном совершенствовании, они проводили часы в молитву и переписке книг. Но даже среди них были те, кто считался высшей кастой монашество, его элита. Вместе с обычными манахами под крышей Березовского монастыря жили законники, которые несли особые обет, а их жизнь была скрытое от чужих глаз. Даже храм был разделен на две части: рядовые монахи и прихожане молились в одной, отдельная была для Законников. Для них были приготовлены специальные кельи с невяличкими праёмами, куда приносили пищу. Они готовили себе сами, чтобы не видеть того, кто принес продукты. Не видит, не разговаривать, не обольщаться …

Тихим и одиноким жизнь была только для них. Потому что на самом деле оно виравала вокруг монастыря. В наши дни сказали бы так: он был «градообразующим предприятием». Действительно так. Две тысячи жителей поселка работали на благосостояние монастыря. В его владении были две лесапилки, два кирпичные заводы, кожаный завод, пять мельниц, восемь винакурняв, семь трактира.

Но не были бы то французы, чтобы не попробовали на местных землях производить свое вино. Они вообще много эксперыментавали. Лекарственные растения специально вырошчвали. В монастырской оранжереи — конечно же благодаря длинным молитвы — прыжывалися экзотические инжир и ананас. Монахи также вырошчвали себе даликатэсы в двух прудах. В одной разводили раков. Вторая была более сложным инженерно образованием. Она была обложено кафелем, по трубам подавалась чистая вода. А плавали в ней … черепахи. Естественно, на абсолютно постный черепаховый супчик.

Понять особенность кухни Березовского монастыря так же интересно, как и узнать о том, что со временем он превратился в крупного собственника — земель, недвижимости, имущества. Монастырь сам давал денежные ссуды, даже крупным магнатам, таким, как Пацы или Радзивилл. Вот что значит правильно организованная хозяйство!

Разрушение

Терять Ордену Картэзиянцав на наших землях было что. и он стремился делать все, чтобы оставаться здесь с найменшыми потерями, особенно во время войн.

Есть сведения, что российский император Петр и встречался в Березе со своим союзником в войне против шведов, королем польским и великим князем литовском Августом ии. У городка был бой, и шведы падступили к стенам монастыря. Точно известно, что Карл Xии пробыл под его крышей два дня. Монашествующие от него адкупилися.

Да только не всегда и не все могли решать деньги, богатая монастырская имущество и поддержка магнатов. Последние сами переживали не лучшие времена после раздела Речи Посполитой. Эта земля тем временем отошла к Российской империи. А царском властям совершенно не нуждался католический Орден на своей территории. В 1831 году некоторые паслушники были обвиняемого в участии в восстании Тадеуша Костюшко против российского царизма. А потом появился указ властей о конфискации имущества Ордена Картэзиянцав. Монахи ушли. После их конфисковано было 11,5 тысячи гектаров земли, более 1000 крепостных, и 60 тысяч рублей серебром. Остался и сам грандиозный, величественный здание, но при своих новых собственников он одним своим видом напоминал о прошлом, совсем другое жизнь. А кому это было нужно?

Как история сохранила имя того, кто финансировал возведение монастыря, так она донесла до наших дней фамилия человека, который поднял руку на чужую святыню. Служебный техник Козырев разрушил сердце монастыря — костел. Он выполнял приказ, но так самоотверженно, что нарушил заодно и деревянную часовню. и началось разрушение. В 1863 году монастырь стали разбирать по кирпичах, из них потом строили казармы для Пяцигорскага полка российской армии — никто из местных жителей не хотел брать военных на постой. Казармы из красного кирпича и сейчас стоят в городе, но вид у них такой же заброшенный, как и в остатков монастыря. Судьба оказался один в зданий с одного кирпича. Да предначертание разное. Красный монастырь с намолеными стенами был ярким обращением к небу. «Красные казармы» — пропастью, которая поглощала людей.

Опять же, говорят … Будто справдився проклятие. Я не верю в проклятия, тем более не верю, что к ним обратился бы верующим, такой, как Сапега, и именно проклятия стал бы писать на лацинцы над входом в костел. Но действительно, если в средневековье строили храмы, то часто писали над входом слова вроде: «Здесь не может быть ничего кроме храма Божия». Что-то похожее есть у Несвижского «Фары», но она за столетия совсем не пострадала. и не пацвердиш никак, что дело совсем не в проклятиях, и что небеса по-своему наказывают людей за здеки над местами, которые им были посвящены …

В казармах, составленных из разрушенного Березовского монастыря, в 1934 году, когда Западная Беларусь была частью Польши, был организован жесткий концлагерь. За пять лет существования польского концлагеря через него прошло 10 тысяч человек. «С Березы можно выйти только для собственных похорон,» — говорил его первый комендант. Заключенные были раздавленная и морально, и физически. Фашисты потом оценили машину польского режима для подавления бунтарства на «кресло восточных». Не только они. Менялись власти, и концлагерь переходил из рук в руки. После воссоединения Беларуси он стал … советским. Потом — немецком. У стен самого монастыря фашисты расстреляли более 4 тысяч человек. Если это был проклятие, то в минувшем веке он был смыты реками крови.

Спасение

Здание казарм пустует: ушла воинская часть, которая располагалась здесь в советское время. и на территорию монастырского комплекса сейчас можно зайти и осмотреться. В большом дворе аккуратно выкошены трава. Вот зверобой лежит, а там — ромашка аптечная. Или не тех, монастырских времен еще выжила семена и прорастает само по себе? Посредине двора — три деревца: как раз сесть, отдохнуть, полюбоваться закатом через дырки оконных проемов в толстых стенах из красного кирпича. Тишина вокруг, как говорится, слышно, как поют ангелы. А кто знает? ..

На стене у ворот, которая чудом уцелела, висит доска: теперь Березовский Картэзиянски монастырь в государственном списке историко-культурных ценностей, находится под охраной государства. и рядом предупреждение: аккуратно, памятник будет реставрироваться.

То, что от него осталось. Величественные ворота, которые все еще дает основания для впечатлений, корпус госпиталя, часть стены с башней, часть колокольни. Но если знать, что Французская Картузия вообще была разрушена в конце XVиии века во время революционных событий, то понятно: у нас есть что восстанавливать. Березовский монастырь может стать уникальным памятником в Европе. и может получиться интересная экскурсия в белорусское средневековье, когда его сочетать с другими выдающимися архитектурными памятниками Брестчины — Ружанским дворцом, Косавским замком и усадьбой Тадеуша Костюшко — часть из них уже восстановлена. и, возможно, Картэзиянски монастырь некогда можно будет прийти как в музей.

Этот памятник внесен в областную программу первоочередных объектов реставрации на период 2004-2010 годы. Есть решение о реставрации монастыря в два этапа. Сначала внимание будет сосредоточено на состоянии ворот, флигеля с башней, бывшем здании госпиталя. Далее нужно будет делать консервацию стен ограды монастыря и еще одной башни, чтобы не разбуралися дальше.

— Проектно-сметная документация на въездные ворота уже готова, — говорит Инна Ганчарка, заведующий отделом культуры Березовского райисполкома. — По этим вопросам мы работаем с областными структурами. Конечно, работы не на один год, потому что на все нужны деньги. Важно сделать и консервацию, чтобы остатки НЕ разбуралися далее и было что реставрировать потом. Теперь наше внимание сосредоточено на благоустройству территории комплекса.

Какой он был в годы своего расцвета, мы вряд ли уже увидим. Но прекрасную память о Березовском монастыре картэзиянцав сохранил наш земляк, уроженец Брестчины Наполеон Орда. Одна из его акварелей, созданная во второй половине ХиХ века, дает представление о красочный уголок, где люди искали покой и спасение для души.

SQL - 19 | 1,761 сек. | 7.45 МБ