Календарь

Январь 2013
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Архивы

Александр ВАЙТОВиЧ: «парламентариям необходимо РАБОТАТЬ БОЛЕЕ АКТИВНО и творчески»

Накануне сессии

Лето не стало в Беларуси порой политического затишье. Именно на это время прижгла довольно громкие заявления президентов России и Беларуси относительно будущего интеграции и союзного строительства. Политическая элита, таким образом, получила горячую тему для комментариев. Не остались в стороне от этого процесса и парламентарии. А судя по тому, что даже на недавнем заседании Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России эта тема была в центре внимания, ее актуальность только увеличивается. Причем сейчас речь уже идет о том, как преодолеть кризисные положения. С этой темы я начал разговор и во время встречи с Председателем Совета Республики Национального собрания Беларуси Александром ВАЙТОВиЧАМ.

— Александр Павлович, в связи с тем, что в Минске шла речь о роли парламентского объединения в решении ключевых проблем интеграции, хотелось бы знать вашу оценку возникших недоразумений и ваше видение роли парламентариев в их решении.

— Если о белорусско-российские отношения судить по публикациях в СМИ и по чрезвычайно эмоциональных высказываниях некоторых политиков, то действительно может по-дается, что белорусско-российские отношения сапсавалися. Но эмоции — не лучший советчик в сегодняшней ситуации. Мне кажется, надо меньше обращать на них внимания, меньше сосредотачиваться на каких-то мнимых противоречиях, а продолжать начатое дело. Так, Президент России сказал о трех возможных вариантах построения Союзного государства. (Кстати, я давно придерживаюсь мнения, что термин «Союзное государство» в свое время был выбран неудачно и не соответствует сути белорусско-российского союза.) Владимир Путин это сделал, наверное, по той причине, что точной схемы построения Союзного государства не было, поскольку в действующем договоре некоторые моменты четко не прописан. Поэтому заявление российского Президента следует рассматривать спокойно. Мы в Беларуси считаем, что интеграция должна строиться только на основе сохранения государственного суверенитета страны, хотя и осознаем, что какую-то часть полномочий в ходе этого процесса наши государственные органы, возможно, отдадут наднациональным. Неизбежность этого мы можем видеть на примере того же Евросоюза. А вообще главным в Союзном государстве, на мой взгляд, является не политическая оболочка, а создание равных экономических условий. Это как раз то, что позволит решить главную задачу, ради которой задумывалась интеграция, — повысить благосостояние граждан Беларуси и России. Если мы создаем единые железнодорожные тарифы, одинаковые таможенные правила, зближаем налоговые системы, то реально шагаем к достижению этой цели. А верхом предполагаемой единого экономического пространства должна стать единая денежная единица …

— Кстати, взгляды белорусских и российских экспертов именно по этому вопросу существенно различаются. Сегодня некоторые политики даже утверждают, что Беларусь не сможет согласиться на невыполнимые условия России и отказаться от идеи с единой валютой. Вы допускаете развертывание событий в таком направлении?

— Безусловно, вопрос с денежной единицей надо решать так, чтобы это устраивало обе стороны. Если этого не будет, то и соглашения о единой валюте нам не видеть. А насколько долго продлится переговорный процесс — сейчас трудно сказать. Евросоюз решал эту задачу очень долго. Сейчас там создан единый эмиссионный центр — Европейский центральный банк, управляемое Совет управляющих, где представлены все страны. Но дело в том, что в состав ЕС входят полтора десятка стран — и относительно больших, и сравнительно малых. Там больше сбалансирования система. У нас же сближаются только две страны, причем очень разные по размерам, по количеству населения, по экономическому потенциалу. Поэтому путь Евросоюза нам не совсем подходит. Мы вынуждены искать другой, создавать такую систему, чтобы интересы обоих партнеров исполнялись одинаково и ни у одного из них не было оснований для тревоги за суверенитет.

— Недавно вы вернулись из Астаны, где участвовали в заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС, где также обсуждался вопрос единой валюты. Когда граждане Беларуси почувствуют реальные результаты функционирования ЕврАзЭС?

— Да, в ЕврАзЭС также уже ставится вопрос о необходимости создания единой денежной единицы. В частности, сделано предложение о переходе на единую валюту при расчетах в торговле между странами, входящими в состав ЕврАзЭС. Понятно, что следующим шагом, видимо, будет разговор о полн
оценную денежную единицу, так как общая экономическая пространство не может считаться завершенной без этого атрибута. и у меня сейчас возникают мысли о том, кто быстрее дойдет до этой денежной единицы: белорусско-российская Союзное государство или ЕврАзЭС? В сообществе участвуют пять государств, и эта структура является более уравновешенной, в ней больше гарантий для сохранения интересов каждой из стран. Хотя надо признать, что для Беларуси все равно не Таджикистан, не Кыргызстан и не Казахстан, а по-прежнему Россия играет более важную роль, поскольку объем торговли с ней несравнимо больший. и этот дисбаланс в нашем торговле с разными партнерами по ЕврАзЭС реально существует и определяет наши приоритеты. Вот если бы к ЕврАзЭС присоединились Украина и Молдова, которые сейчас имеют статус наблюдателей, то эффект был бы еще более чувствительным для торговли, экономики и наших граждан. Между тем, создание единого таможенного пространства, введение единого налогового свидетельства, сближение тарифов, единый стандарт обозначения товаров, координация действий при присоединении к ВТО и другие шаги ЕврАзЭС оказывают положительное влияние в целом на экономику пяти стран.

— Известно, что следующая встреча в рамках Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС пройдет в начале ноября в Душанбе. Какие надежды Вы на ее берете?

— Как вы знаете, ЕврАзЭС был создан на основе Таможенного союза. Соответственно, и Межпарламентская ассамблея стала пераемницай Межпарламентского комитета. Теперь МПА до конца еще не сформированная, и встреча в Душанбе будет по сути первым полноценным заседанием обновленной межпарламентской структуры. Определены депутатские квоты: Россия будет иметь 28 депутатов, Беларусь и Казахстан — по 14, Кыргызстан и Таджикистан — по седьмому А повестка дня предусматривает преимущественно решение кадровых вопросов и избрание руководящих органов. Правда, на сессии будут заседать и постоянные комиссии, которые будут рассматривать модельные законы.

— Насколько я знаю, сейчас вы являетесь руководителем ассамблеи?

— Да, пока я. Но Беларусь уже четыре года председательствует в этой структуре, хотя в положения о Межпарламентскую ассамблею написано, что страна возглавляет ее один год. Таким образом, Беларусь должна освободить кресло руководителя.

— Через несколько дней начнет работу шестая сессия Совета Республики. Расскажите, пожалуйста, о ее особенности.

— Одним из главных вопросов будущей сессии, безусловно, станет закон о бюджете на следующий год. К сожалению, его представление в парламент затягивается. Причем такая картина наблюдается ежегодно, хотя в законе о бюджетной системе записано, что парламент должен получать законопроект, как правило, до 1 октября. В прошлом году в Палате представителей законопроект получили только в ноябре, а нам он поступил аж 18 декабря. Разумеется, на всесторонний и детальный анализ документа Совет Республики времени уже не имел. Также предполагается рассмотреть на сессии целый пакет законов, касающихся экономической отрасли: «О торгово-промышленной палате», «О монополий», «О противодействии монополистической деятельности и содействии развитию конкуренции», «О валютном регулировании и валютном контроле, О лицензировании ».

— Извините, но последнего законопроекта еще нет в парламенте …

— Да, его пока нет в нас. Однако о необходимости принятия этого закона мы говорим уже более года. Даже президент объявил в своей предвыборной программе, что необходимо уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Мне кажется, что сегодняшнее промедление происходит из-за сильного противодействия чиновников. Им не хочется выпускать рычаги регулирования предпринимательской деятельности из своих рук: одно дело — выдавать лицензии на сотни видов деятельности, вторая — на несколько десятков.

— Известно, что некоторые законопроекты были отклонены Советом Республики, в том числе Общая часть Налогового кодекса. Какая судьба ждет этот документ?

— На будущей сессии мы должны вернуться к его рассмотрения. Однако это произойдет только после того, как согласительная комиссия достигнет согласия. Сегодня спрэчными остаются три вопроса из двенадцати, относительно которых Совет высказал свои замечания. В частности, не решен вопрос относительно права налоговых органов на арест имущества юридических лиц. Мы настаиваем на том, чтобы это делалось через суд.

— Летом вы не успели рассмотреть принятый Палатой представителей в сроч

SQL - 19 | 1,944 сек. | 7.41 МБ